10:01 / 20.09.2011 Политика

Яблонский: 2010 год в Украине был годом осмысления проблем, а 2011-й - год принятия решительных мер

Заместитель директора НИСИ при Президенте Украины дал «внутреннюю» оценку текущим событиям в стране

Мы привыкли к тому, что все важные решения в нашей стране принимаются политиками, и ими же оглашаются. Однако за внешними указами и постановлениями стоит длительная кропотливая работа специалистов-политологов, социологов, историков, статистов, каждый из которых - мастер политического анализа. Кто же эти люди, и какой их взгляд на ситуацию в стране? Заглянуть на кухню, где готовятся важнейшие решения в государстве, нам помог один из таких людей - заместитель директора Национального института стратегических исследований при Президенте Украины Василий Яблонский

«Мы готовим для Президента проекты и экспертизы»

-Василий Николаевич, какое главное задание Национального института стратегических исследований?

-Соответственно уставу - научное сопровождение деятельности президента Украины, мы работаем при Президенте Украины. Одно из главных заданий - ежегодное Послание Президента Украины к Верховной Раде. Часто путают собственно выступление Президента в ВРУ и экспертный доклад. По традиции проект этого доклада выполняет институт собственными научными силами, с привлечением ведущих ученых страны. Кроме того, институт работает по трем направлениям развития страны - внутренняя политика (гуманитарная сфера, политика), экономика и внешняя безопасность.

- Как происходит взаимодействие института с Администрацией Президента и Президентом?

- Есть разные формы работы. Иногда есть просто запрос со стороны главы государства, АП, иногда специалисты института привлекаются в состав совещательных органов, которые создаются при Президенте Украины, правительстве, других ведомствах. С другой, мы не просто госструктура, мы являемся исследовательским институтом, мы подаем Президенту проекты программных документов, экспертизы нормативно-правовых актов, аналитические материалы, предложения относительно основ внутренней и внешней политики, путей решения общегосударственных и региональных проблем и т.д.

- Были ли изменения в режимах работы при Ющенко и Януковиче? Как с кем работалось?

- Специфика работы не изменилась. Как выполнял институт свои функции, так и выполняет независимо от того, кто является Президентом. Можно говорить, что интенсивность работы возросла.

«Институт вырабатывал новую форму Таможенного Союза - 3+1»

- Много разговоров о том, что в ходе газового противостояния с Россией Виктор Янукович совершил резкий поворот в вопросах евроинтеграции. Вы принимали участие в этом?

-Я не говорил бы о резких поворотах. Если исходить из Послания Президента к Верховной Раде Украины – где есть главные меседжи и к народу и к мировому сообществу, то европейское направление как приоритет внешней политики Украины присутствует и в 2010, и в 2011 годах.  В любом случае, 2010 год был годом осмысления проблем, принятия стратегии и осознание заданий, а год 2011-й - год принятия решительных мер. Никаких противоречий в действиях Президента в 2010-м и 2011-м годах я не вижу.

- Были ли прогнозы в институте о двух событиях лета - резком конфликте с Россией и реакцией общества и международного окружения на арест экс-премьера?

- Прежде всего, я хочу сказать, что события, которые связаны с арестом Тимошенко, - это отдельное поле общественно-политической жизни, и они касается судебной ветви власти. Институт не занимается проблемами политтехнологий - как советовать кому вести себя в какой ситуации. Насчет конфликта с Россией - сейчас украино-российские отношения проходят стадию утверждения украинских национальных интересов, и определения позиции Украины по газовому вопросу. Тут институт принимал активное участие, в том числе и по выработке новой формулы таможенного союза.

- 3+1?

- Да, в том числе и 3+1. Это не конфликт. Конфликт - это больше подходит к формату СМИ - на самом деле все не так остро. Есть просто отстаивание своих национальных интересов - как их понимают в России, как их понимают в Украине. Это тест интеграционных отношений. В том числе таможенного союза, ведь кто-то очень хочет, чтобы мы туда вступили, и движения Украины в направлении Европы, ведь кто-то не хочет, чтобы мы туда вступали... Пусть кому-то это не нравится, но высшее руководство четко держит курс на евроинтеграцию.

«Наши союзники в Европе - те, кто страдает так же, как и мы»

- Какие страны в Европе рассматриваются Украиной как новые союзники? Кто им может стать? Ведь одной Польши недостаточно, и в Польше идут дискуссии, надо ли быть адвокатом Украины в ЕС.

- Дискуссии идут везде, в том числе и в Украине, Польша тут не исключение. Но, хоть Польша и новый член ЕС, но достаточно сильный - к голосу поляков западные государства прислушиваются. Наши главные союзники - это наши соседи, ближайшие, по Центрально-Восточной Европе, с общими с нами, к примеру, энергетическими проблемами. Но и старожилов ЕС не надо сбрасывать со счетов. В первую очередь надо настраивать связи с главными из них - Германией и Францией.

- В прессе часто обсасывается аспект наличия оси «Париж-Берлин-Москва». Действительно ли много в Европе союзников России? Многие оппозиционные издания любят писать о том, что Франция, Германия занимают пророссийскую и антиукраинскую позицию. Так ли это? Способно ли российкое лобби остановить Украину на пути в ЕС?

- В любой стране есть лобби больших государств, в том числе - и России. Россия, как большая геополитическая мощь, старается влиять на политику других государств через своих лоббистов. Это логично. Нам следует придерживаться такой же политики, искать союзников. Ошибочен тот подход, который говорит - вот, эта страна - наш противник или враг. Надо искать точки соприкосновения, вести игру, заинтересовывать собой, своими проектами.

- О проблемах внутри страны. Мы видим, как внутреннее спокойствие может быть разрушено странными законами, например о красных флагах, или присвоение какому-то историческому деятелю звание героя Украины, или же отмена этого звания... Вот сейчас зарегистрирован новый языковый законопроект, который, конечно же, вызовет волну возмущения во многих регионах. Анализируются ли такие проблемы в институте, советует ли что-то Президенту?

- Было бы странно говорить, что институт является участником наградного процесса. Это отдельная процедура, и, кстати, начатая не при нынешней власти. Институт, конечно, работает в этом направлении, готовит научные, экспертно-аналитические материалы в гуманитарной сфере, которые направляются Президенту.

- Президент прислушивается к этим советам?

- Более корректно будет спросить об этом у Президента...

«Отношения между странами формируются годами, а не выстреливают одним проектом»

- Недавно «Багнет» публиковал интервью с директором украино-японского центра Осаму Мизутани. Мы пришли к выводу, что связи Украины с развитыми странами дальневосточного региона невероятно слабые. Почему так? Мы так сильно территориально и идеологически привязаны к магическому слову «Европа»?

- Объяснение простое. Украина исторически, традиционно принадлежит к Европе. Движение к Европе является и экономически обоснованным, и исторически. Было поставлено амбициозное и серьезное задание двигаться в том направлении. Украина просто ближе к Словакии или Польше, чем к Японии. Но и связи с востоком нельзя отбрасывать. Институт активно общается с коллегами из Китая, и это очень важное направление. Очевидно, однако, что если мы говорим об определенных внешнеполитических ориентациях, то надо говорить о каких-то ценностных ориентациях. Если говорить о дальнем востоке, то на первом месте должны быть экономические вопросы.

- Если сравнивать с Германией, то видно, что ФРГ имеет торговый оборот с той же Японией намного больший, нежели Украина. И это не только обмен Тойот на БМВ. Там присутствует широкое сотрудничество во многих отраслях. В чем тогда дело с Украиной? Это недооценка востока?

- Если говорить о предыдущей власти, то там, среди факторов отношений, например, с Китаем, были идеологические причины, ведь Китай официально считается коммунистической страной. Поэтому официальные отношения были очень сложными.

Отношения с восточными странами, где своя культура, ментальность определенно иная, - весьма инертны, неторопливы. И эти связи, отношения нарабатываются даже не годами, а десятилетиями. Германия и Япония например были в одно время военными союзниками... Конечно, между ними выстроилась целая система отношений.

Есть определенные традиции отношений, которые иногда складываются веками. Украине всего лишь 20 лет. И страна еще не наработала таких отношений и не только с Дальним востоком. Может «выстрелить» один проект, но чтобы сформировалась структура отношений, сформировались механизмы, нужно довольно много времени.

«Если человек твердо решил уехать за границу, визовый режим его не остановит»

- Среди граждан Украины есть много противников евроинтеграции, особенно среди интеллигенции, и их позиция такова, что при отмене безвизового режима из Украины люди будут убегать на запад еще интенсивней, чем теперь, особенно при том, что процессы евроинтеграции опережают реформы. Как вы к этому относитесь?

- Все не так просто. Реформы и евроинтеграция - связанные процессы. Реформы должны приближать страну к ЕС.

- Эту же идею высказывал несколько лет назад Ющенко, заявив, что Евроинтеграция - национальная идея украинской нации...

- Очевидно, что нельзя отбрасывать позитивные достижение предыдущей власти. Должно сохранятся все позитивное, что было наработано. Иногда есть ощущение, что новая власть в Украине приходит на новое место. Это не совсем так.

И о эмиграции. Люди вряд ли будут убегать. Это не такое простое решение - уехать из страны. Языковый барьер не в последнюю очередь. Тут должен быть целый комплекс поводов. С другой стороны, человек, если захочет уехать из государства, если поставит себе такую цель, то будь хоть визовый режим, хоть безвизовый - своего добьется.

Но эмиграция - это улица с двусторонним движением. Человек, за деньги, полученные там, улучшает благосостояние своей земли, своей семьи тут, и не факт, кстати, что люди уезжают навсегда. Большинство возвращается, и возвращается с видением той лучшей жизни, которую можно построить и здесь. Конечно, это зависит от уровня благосостояния в Украине, и никто не снимает ответственности с правительства за проведение реформ. И на Грушевского это понимают.

Это выбор каждого - жить сыто за границей, или поднапрячься и попробовать построить что-то здесь.

Беседовал Сергей Костеж