12:13 / 17.08.2011 Политика

Арабские революции могут продолжиться в Европе, России и США

Стратеги отрабатывали технологию на Востоке, чтобы применить ее на Западе

Бунты в Египте, Тунисе и других странах не решили проблем, из-за которых они вспыхнули. Украина рискует пойти тем же путем.  

Нам обещают гражданскую войну

Во всяком случае, именно такое будущее стране обещает украинская оппозиция. Юлия Тимошенко заявила, что революция в Украине – это «вопрос времени». Однако социологи не согласны, и, как показал провал массовых акций из-за ее ареста, они не ошиблись.

Однако The Wall Street Journal составил рейтинг стран, где возможны народные волнения, и не столько по арабскому, сколько по более жесткому ливийскому сценарию. Лидерами риска стали Кения, Конго и Пакистан. И Украине уделено умеренное 22 место. Вероятность низкая, и все же она есть.

Ливия на сегодня погрязла в гражданской войне. Западная коалиция, фактически признав факт финансирования повстанцев, не стала отрицать, что потерпела в Ливии поражение. До сих пор часть территории контролируется Муаммаром Каддафи, против которого, собственно, и выступали мятежники.

Взрыв народного недовольства развивался по стандартной схеме, и это дало основания предположить, что эта и другие арабские революции 2011 года были срежиссированы извне.

Мятеж подкрался незаметно

Когда в декабре 2010 года в Тунисе безработный сжег себя в знак протеста, никто не предполагал, что акт отчаяния перерастет в волну широкомасштабных потрясений. Даже восстание в Египте поначалу воспринималось как манифестация.

 Но когда количество стран, где граждане выражали недовольство правящими режимами, перевалило за десяток, стали заметны сходные черты революций.

То, что с протестом выступала молодежь, как раз мало кого удивляло. Но одинаковые лозунги наводили на определенные мысли. Везде повстанцы требовали общедемократических свобод и почти не вспоминали об исламе, что для стран мусульманского Востока странно. Кроме того, подготовка и координация действий либо в социальных сетях, либо по мобилкам. Тунисские волнения даже окрестили «Твиттер-революцией». США и Западная Европа моментально становились на сторону восставших и даже, как в ситуации с Мубараком и Каддафи, прямо давили на поверженных лидеров. Это вызвало сомнения – уж не имеют ли революции заказчика?

Америка чуть не обвалила доллар ради нефти

В качестве такового называют Соединенные Штаты. Во-первых, после безуспешных попыток контролировать нефтеносный регион через Ирак, Штаты могли поддаться соблазну взорвать Африку, чтобы потом рассадить по руководящим креслам своих марионеток.

Во-вторых, и это предположение сейчас активно обсуждается, США вполне по силам создать сплав из классической революции и новых способов выражения недовольства, чтобы манипулировать Западной Европой. Арабский регион вполне подходит для обкатки технологии, которая, видимо, в Кыргызстане и Украине дала сбой.

Наконец, две самые экзотические версии. Мировая элита готовит обвал традиционной экономики и, предвидя климатические изменения, формирует плацдарм для захвата Сахары, которая в будущем обещает стать необычайно плодородной. Или – как вариант – Запад решил ослабить исламский мир изнутри.

В пользу версии об усилении влияния США в Европе говорит серия вспышек недовольства в Италии, Великобритании и особенно в Норвегии (Брейвик). Так или иначе, острые ситуации связаны с арабами. В то же время, возможность «рулить» на мировом рынке сырья важна, особенно сейчас, когда обесцениваются основные мировые валюты.

Однако американцы отрицают свою причастность к арабским конфликтам и даже переводят стрелки на Россию – единственную, по версии США, страну, которая получает огромную выгоду от обострения ситуации в арабском мире. Впрочем, в Штатах все же прямо не называют РФ заказчиком бунтов.

И только предположение, что арабские революции могли возникнуть естественным путем, похоже, имеет мало сторонников. Больше, конечно, в научных кругах. Что, впрочем, не мешает проводить параллели между арабскими и случившимися ранее «цветными» революциями».  

Что принесли волнения народу

Прошло более полугода, новые революционные власти не решили старых проблем, но породили новые. В Египте самоцелью стала ловля Хосни Мубарака. В конце лета он предстал перед судом, что вновь разогрело страсти: его сторонники и противники пошли врукопашную. Вряд ли это повлияет на исход дела: в Тунисе экс-президент, поспешивший сбежать из страны, заочно приговорен к 16 годам тюрьмы за мошенничество.

Экономического прорыва не произошло. Египет отказался от кредита МВФ в $3 млрд, что не помешало ему сделать ставку на займы стран-соседей, которых не затронула революционная волна, в частности, на Катар и Саудовскую Аравию. Тунис, как и Египет, недосчитался туристических денег и вынужден изыскивать средства. Судан пошел другим путем, - из него выделилось новое государство Южный Судан, замкнув на себе нефтеносную территорию. Прочие проблемы достались «старому» Судану.

Не сняв экономического напряга, новые власти усилили политический. В Египте «Братья мусульмане» не прекращали протестовать против Военного совета. В Тунисе возмущение Переходным правительством выплескивается на улицы, и уже новая власть вынуждена разгонять демонстрации слезоточивым газом. В ранее спокойном Бахрейне не прекращают противостояния шииты и сунниты, шантажируя друг друга сентябрьскими выборами в парламент.    

Ливийские кровь и песок на экспорт

Впрочем, в Ливии  восстание (из-за ареста юриста, повод, сходный с тунисским, алжирским и египетским) перешло в гражданскую войну, причем с внешним вмешательством. Организовав военную операцию в горячем регионе, страны НАТО фактически признали свой интерес в Ливии. Однако, несмотря на внешнее давление, Каддафи все еще контролирует часть страны. Во многом, в его пользу срабатывает высокий, особенно по сравнению с Египтом и Тунисом, уровень жизни в стране. Пока что сопротивляется и сирийское руководство.

Ливийский сценарий вооруженного раскола моет повториться, согласно рейтингу The Wall Street Journal, и Египте, Алжире и Тунисе. Он уже разыгрывается в Сирии. Но куда интереснее, что, по мнению других экспертов, то же самое возможно в России и самих Соединенных Штатах.

В конце июля на комитетских слушаниях в Конгрессе США по ситуации в Центральной и Восточной Европе глава Freedom House Дэвид Крэмер не исключил вероятности того, что арабские страсти могут повториться в Москве, Минске и Баку, так как там недостаточно развита демократия. В свою очередь, вспышки народного гнева пророчат и Соединенным Штатам, прологом к которым стал захват правительственных зданий в Мэдисоне, штат Висконсин.

Случайно или нет, но в середине августа был созван неформальный саммит стран Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Говорили именно об опасностях арабских революций для Малой Азии и Восточной Европы, даже договорились обсудить идею создания антиреволюционного фронта, чтобы противостоять распространению деструктива. Об этом особо говорил российский Президент Дмитрий Медведев. В кулуарах не исключали, что возможен и силовой заслон.

Если уж об этом заговорили вслух, да еще на таких уровнях, опасения не лишены оснований. Но, быть может, нам просто приоткрывают список будущих постановок.  

Лилия Фоменко