19:47 / 09.08.2011 Политика

Арест Тимошенко: назад дороги нет

В Украине открывается новая страница социальной и политической жизни

Взятие под стражу Юлии Тимошенко, хоть и ожидалось с 27 июля, когда сторона обвинения впервые подала ходатайство об изменении меры пресечения для экс-премьера, тем не менее постоянно оттягивалось, что, в конце концов, создало эффект неожиданности. И, как и следовало ожидать, арест потянул за собой цепочку событий и комментариев – как внутри государства, так и за рубежом. Внутренняя реакция, хоть и не столь сильная, как, вероятно, рассчитывали соратники Леди Ю, все же появилась. Сторонники экс-премьера разбили палаточный городок прямо под зданием Печерского районного суда, во Львове было организовано «Общество сопротивления диктатуре», в Черкассах начался бессрочный митинг в поддержку Тимошенко. Однако массовых волнений в обществе не возникло. О чем, впрочем, изначально говорили многие эксперты.

Украине грозит изоляция?

Однако, внутренняя реакция – это полбеды. Реакция европейских государств, организаций и политиков в этом вопросе оказалась единой - против ареста Тимошенко высказались в США, Франции, Великобритании, России, Польше, Парламентской ассамблее Европы. Показательно, что позиция России в этом вопросе совпадает с позицией европейских  государств и организаций. На фоне этой реакции осторожные заявления отечественного МИДа о том, что арест Тимошенко не повлияет на очередной этап переговоров между Украиной и ЕС, выглядят весьма неубедительно.

Мнения экспертов на этот счет разделились. Так, политолог Алексей Гарань полагает, что тема Тимошенко обязательно встанет отдельным вопросом на переговорах между Брюсселем и Киевом, да и репутация власти нашей страны (особенно после того как глава правительства одобрил арест Тимошенко, который осудили все) может серьезно пострадать.

В то же время политолог Виктор Небоженко считает, что прямых угроз политической изоляции Украины нет, но есть риски такого явления – если, конечно, власть оперативно не среагирует на позицию европейских государств - и особенно России - по поводу ареста экс-премьера.

Украина переходит Рубикон

В такое неопределенное международное положение Украина на протяжении своей истории попадала неоднократно. В патовой ситуации оказался Богдан Хмельницкий после начала конфликта с Варшавой в 1648 году, что толкнуло его на сближение с Москвой. В международную изоляцию из-за неосторожных политических шагов попала Украинская Директория в 1919 году, и была растерзана белыми и красными армиями. В следующий раз в подобное положение попала Украина совсем недавно – в 2001 году, после подавления акции «Украина без Кучмы», кассетного скандала и скандала с «кольчугами», европейские лидеры не желали на международных саммитах даже садиться рядом с Леонидом Кучмой. Но тогда ситуацию спас визит Папы Римского Иоанна Павла ІІ, единственного лидера западного мира, который посетил Украину, и вывел ее, таким образом, из международной изоляции и внутреннего политического кризиса, оттянув его до осени 2004-го года.

Теперь же арест Тимошенко открывает новую хмурую страницу в истории украинской политики – процесс переговоров с ЕС может быть усложнен, а Россия, вероятно, этим воспользуется, желая пересмотреть существующие договоренности, ведь Украина после такой дискредитации рассчитывать на поддержку Европы в дипломатическом противостоянии с РФ не сможет. Поэтому той стабильности, на которую опирается любая власть, и которая так нужна для планомерного проведения реформ, уже не будет. Механизм политического кризиса запущен, рейтинг оппозиции и самой Тимошенко может вырасти, а возможное освобождение экс-премьера может отвернуть от власти ее сторонников, так как такой шаг может быть воспринят как слабость. Ситуация неопределенная, и любое решение тут вряд ли является выгодным. От власти в этой ситуации потребуется много терпения и желания идти на компромиссы.

Виктор Небоженко предполагает, что с одной стороны, второго Майдана в ближайшее время ждать не стоит, с другой – на этой волне в стране начинают проявляться контуры будущей объединенной оппозиции, и всем политическим силам в ближайшем будущем придется выбирать политический лагерь. «Если еще совсем недавно можно было зависнуть между властью и оппозицией, поиграть в какую-то свою нишу, независимую ото всех, то теперь, после ареста, события закрутятся так, что каждый должен будет сделать выбор – или он с властью, или в оппозиции», - сказал эксперт.

Кроме того, если власть все-таки решит идти до конца и экс-премьер окажется за решеткой на несколько лет, электорат БЮТ перейдет к другим оппозиционным партиям, возможно, к более радикальным. Например, к «Свободе». Возрастание вместо умеренного БЮТ правой радикальной силы резко дестабилизирует ситуацию в стране, и вряд ли можно просчитать все варианты дальнейшего развития событий.

«Надо осознать – для власти нет хороших вариантов выхода из ситуации. Речь теперь идет о том, как выйти из этой проблемы с наименьшими потерями», - утверждает Небоженко.

Выход есть

Однако эксперты полагают, что, несмотря на начало политического кризиса, рано говорить о начале крушения нынешнего политического режима. «У власти, несмотря на стесненное положение, есть пространство для маневра и политическая воля для принятия оптимальных решений», - говорит Небоженко.

Один из вариантов, подчеркнул эксперт, - вынести Тимошенко оправдательный приговор, успокоив ее сторонников, ЕС и Россию, а заодно продемонстрировав всем действенность и прогрессивность отечественной судебной системы.

Интересы Кремля

Реакция РФ на арест Леди Ю выглядит, на первый взгляд, весьма неожиданной. Однако у восточного соседа есть масса поводов нервничать из-за событий в Печерском суде. Во-первых, Россия не может смириться с тем, что политический процесс в Украине становится неконтролируемым – его участники смогут действовать самостоятельно, не оглядываясь на мнение Кремля.

Виктор Небоженко полагает, что РФ не нравятся украинские события, потому что политические режимы и в России, и во многих странах СНГ весьма нестабильны, а потому арест Тимошенко может стать для них «дурным примером».

По мнению Вадима Карасева, Россия надеялась, что перед судом предстанет Ющенко, а не Тимошенко. «В России рассчитывали, что главной мишенью станет Ющенко. С точки зрения РФ, судят не того, кого надо, и не по тем статьям, за которые России хотелось бы. Москве хотелось бы услышать осуждение Голодомора как геноцида в судовом порядке, осуждение концепции вступления в НАТО… но не возни вокруг газовых контрактов», - полагает эксперт.

Так или иначе, а Россия получила удобный повод для очередного раунда политического давления на Украину, который может быть в любой момент использован. Возможно, через Европу, которая в этом вопросе будет с РФ солидарна.

А что в Европе?

Сам ЕС, предположительно, попытается не допустить реализации в Украине белорусского варианта. В этом не заинтересованы, в первую очередь, ближайшие к нам страны – та же Польша или Германия. Ведь в таком случае распадется само понятие «Центрально-восточная Европа», которое уже стало культурно-идеологическим лозунгом многих польских, чешских и немецких политических сил. Возвращение к «Europa separata» времен холодной войны рассматривается как мрачная политическая перспектива, и, можно полагать, негативная реакция стран ЕС на арест Тимошенко демонстрирует их решительность. Рычаги влияния на украинскую власть у Европы имеются. Например, перекрывание каналов поступления в Украину европейских инвестиций или более жесткие экономические санкции. В частности, закрытие европейских рынков для украинских товаров, жизненно важных для экспорта страны, блокирование доступа к активам украинского бизнеса, которые тот хранит в европейских банковских структурах, и т.д.

Однако положение не настолько катастрофично. Эксперты полагают, что в чистом виде белорусский сценарий в Украине не может быть реализован в принципе. Что же касается конкретной ситуации, скорее всего, властям придется пойти на компромисс и, исходя из внешнеполитических факторов, остановить «газовое» дело. В противном случае результаты спрогнозировать сложно. Что ж, остается ждать следующего шага украинских властей, который, вероятно, последует совсем скоро.

Сергей Костеж