11:10 / 02.03.2011 Политика

БЮТ-Б и НУ-НС не поделили подписи

Для выражения недоверия правительству оппозиция недостаточно консолидирована

В Верховной Раде – опять конфликт. Не между большинством и протестантами, как можно было ожидать, а в самой оппозиции. Что же произошло, ведь еще накануне вице-спикер Николай Томенко надеялся, что БЮТ-Б и НУ-НС сблизятся? Оказалось, фракции не смогли договориться о том, чтобы совместно подписать проект постановления о выражении недоверия правительству, потому что – не доверяют друг другу.

Инициатива последовала от фракции НУ-НС, причем инициаторы не исключали, что управятся с этим до 15 марта - годовщины премьерства Николая Азарова. В частности, речь шла о проекте резолюции недоверия Кабинету Министров. Всем депутатам предлагалось поставить свою подпись под этим документом. Однако вполне вероятно, что глава Кабмина останется без такого «подарка» от протестных сил.

Идею восприняли по-разному. Председатель фракции Партии регионов в Верховной Раде Александр Ефремов назвал постановление «неграмотным», поскольку «нет никаких правовых оснований для этого», и порекомендовал авторам идеи чаще читать украинское законодательство или хотя бы сверять с ним свои проекты.

В то же время, он отметил, что «правительство работает, есть результаты, и нет никаких оснований говорить о недоверии, тем более, «силы, которые работали на развал, теперь пытаются учить кого-то. Это смешно». Народный депутат отметил возрастающую долю популизма и критиканства в выступлениях представителей протестных сил и выразил убежденность в том, что проект вряд ли наберет достаточное количество подписей даже для внесения в повестку дня.

И оказался прав. По крайней мере, на данный момент оппозиционные фракции могут вступить в серьезный конфликт между собой из-за этого проекта. Дело в том, что в октябре 2010 года БЮТ-Б также пытался собрать подписи под проектом постановления об отставке правительства, однако впоследствии лидеры БЮТ-Б вынуждены были признать, что своими силами собрать достаточное количество депутатских росчерков под документом не в состоянии, а НУ-НС отказался подписывать такой проект.

Сейчас роли поменялись: с инициативой выступил НУ-НС, а БЮТ-Б предложено присоединиться. Пока что фракция намерена отвечать отказом на подобное предложение. По крайней мере, об этом в эксклюзивном комментарии «Багнету» рассказал народный депутат и заместитель председателя фракции БЮТ-Б Сергей Соболев. По его словам, «мы собрали 120 подписей (под своим проектом – Авт.) и они до сих пор еще где-то лежат. В этом списке я не видел фамилии автора сегодняшнего предложения».

Как отметил Сергей Соболев, «в свое время наша идея не была поддержана фактически никем из фракции НУ-НС». И сейчас, считает парламентарий, «лучше было бы автору идеи от НУ-НС и его единомышленникам поставить свою подпись там, где уже есть 120, нужно просто подойти, и это было бы дело, а не пиариться на этом».

Захотев явить силу, парламентские протестанты дезавуировали свою главную слабость, - неспособность действовать сообща. И единственный мотив заявлений со стороны НУ-НС и БЮТ-Б – нежелание делиться «авторством». Если бы необходимое количество подписей, гипотетически, было собрано, все политические дивиденды собрал бы автор проекта и его «родная» фракция. Вряд ли даже в этом случае удастся отправить Кабмин в отставку, однако тема для пиара действительно выигрышная во всех отношениях. Кроме того, протестанты уже задумываются о том, как провести черту между собой и властью, поскольку в социуме есть представление о последствиях «оранжевого» влияния, и оно, не исключено, может оказывать свое влияние на рейтинги.

Есть и еще один любопытный момент. В понедельник оппозиция в лице председателя фракции НУ-НС Николая Мартыненко  заявляет об интересе к реформам, а во вторник следует заявление представителя той же политсилы о недоверии Кабмину. С одной стороны,  заметная активизация фракции говорит о стремлении перехватит инициативу у дезориентированной БЮТ-Б. С другой, протестанты крепко призадумались о формировании рычагов влияния на правительство.

Но не смогли преодолеть внутренних противоречий. Дальнейшее развитие ситуации покажет, в каком формате видят себя парламентские протестанты в будущем, однако, исходя из ситуации на данный момент, можно сделать вывод, что в оппозиционном стане возобладал принцип «каждый сам за себя». Как ни странно, декларированный как основное правило для голосования, он дал о себе знать в совсем другом контексте. Вполне вероятно, что по этой причине утреннее многолюдье в парламенте ближе ко второй половине дня обернулось пустыми креслами в протестных секторах сессионного зала. Похоже, создав совместный проект (голосовать сам за себя и не отлынивать от «пленарок»), БЮТ-Б и НУ-НС не ожидали такого скорого кризиса и теперь не знают, как из него выходить. Две силы, претендующие на главенство в оппозиции, вряд ли согласятся уступить друг другу, даже если речь идет о простой «прибавке» подписей.

Зайдя в тупик в таком, казалось бы, очевидном (для протестантов) вопросе, стороны взяли пазу. Тема должна «всплыть» сегодня, так как повестку дня заседания 2 марта формирует оппозиция. Впрочем, вероятность того, что БЮТ-Б и НУ-НС согласятся на слияние подписей, слишком невысока.

Лилия Фоменко