08:04 / 27.04.2012 Экономика

Николай Пашкевич: Мы - продукт постсоветского пространства

Глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины дал эксклюзивное интервью «Багнету»

Биотопливо  - горячая тема для дискуссий и разговоров. Это - отличный способ стимулировать развитие сельского хозяйства и найти для наших котельных альтернативное топливо. Заодно и реализовать массу важных инвестиционных проектов, присоединившись к мировому бизнес-сообществу этой отрасли. В Киеве как раз прошел 4-й Международный форум по вопросам биотоплива.

О проблемах развития рынка биотоплива «Багнету» рассказал глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Николай Пашкевич.

- Какие у Вас ожидания от форума? По сравнению с предыдущими тремя такими же собраниями?

Н.П.: Все четыре форумы направлены на то, чтобы поделится опытом, определить те моменты, которые мешают развитию отрасли сейчас.

- А что мешает сейчас отрасли?

Н.П.: Ну вот я хотел бы и услышать от бизнеса: что же мешает им? Со стороны нашего агенства мы делаем все, чтобы свободная конкуренция в этой отрасли процветала и энергоэффективность бы развивалась бурными темпами. 

- Какие шаги предпринимались?

Н.П.: Те же самые подзаконные акты, которые нужны для изменения подходов к стандартизированию. Мы развиваем эту сферу с тем, что понимаем, что у нас в Украине нет должной  сертификации продукции, и мы работаем над тем, чтобы  изменить ситуацию. Надо, чтобы наша продукция выходила за рубеж уже сертифицированной и не требовала дополнительной сертификации. 

- Зарубежные эксперты говорили о том, что Украине следует для начала поработать над насыщением внутреннего рынка....

Н.П.: Что значит насыщение внутреннего рынка, если, например, твердотопливных пелет мы производим 650 000 тонн в год и используем всего лишь 10 %? То есть, у нас попросту не развиты эти технологии.

- А почему у нас это непопулярно?

Н.П.: Надо смотреть на то, как была построена система. Мы же - продукт постсоветского пространства. Развивались на основе газотранспортной системы. И все это нелегко и не так дешево переделывать. На все нужны средства и время. Учитывая, что это большой объем средств, то без инвестиций мы не можем решить проблемы. Наша задача - создать условия, чтобы бизнес вошел в эту сферу. Надо, чтобы модернизация котельных в этой сфере проходила как можно быстрее. Переход от газа на альтернативные виды топлива должен совершатся быстрее. 

- А если удастся хотя бы раза в три увеличить продажи биотоплива на внутреннем рынке, то сколько можно будет сэкономить на газе?

Н.П.: На тонну вовлеченного в оборот биотоплива мы будем экономить полтонны условного топлива. Если это газ, то где-то 500 кубометров. 

- То есть можно будет такими мерами решить проблему с Россией и последствиями газовых договоренностей?

Н.П.: Конечно, но не сразу. Мы сокращаем ежегодно расход природного газа. В 2010 году расход по стране был снижен на 2,2 миллиарда, а  2011-м - на 1,7 миллиарда кубометров

газа. Биотопливо  -один из элементов, которые ускоряют этот процесс. 

- Наибольший потребитель газа - металлургия и химическая промышленность. Можно ли эти отрасли перевести на биотопливо?

Н.П.: Черная металлургия, например, не наибольший потребитель газа, но весьма солидный... Особенно в доменном производстве. У нас 30 из 36 печей работают на природном газе. В мире почти все доменные печи работают на пылеугольном топливе. Так что переоснащение доменных печей - это уже вопрос к большому бизнесу... 

Беседовал Сергей Костеж