23:01 / 11.02.2021 Мир

Кроме Навального у ФСБ была еще одна "мишень", - Bellingcat

Сотрудники ФСБ, следившие за Алексеем Навальным в день его отравления, также систематически отслеживали перемещения оппозиционера Владимира Кара-Мурзы-младшего, и перед первой, и перед второй его госпитализациями.

Как пишет ВВС, это обнаружила группа расследователей Bellingcat

Оппозиционный политик был предположительно отравлен дважды. В 2015 году Кара-Мурзе внезапно стало плохо во время встречи с коллегами. Врачи поставили диагноз "острая почечная недостаточность на фоне интоксикации". Долгое время политик находился в состоянии искусственной комы, был подключен к аппаратам искусственного жизнеобеспечения.

Кара-Мурза был уверен в том, что его отравили. Экспертиза, проведенная во Франции, установила значительное превышение нормы содержания тяжелых металлов в его организме, но российская судебно-медицинская экспертиза не подтвердила отравление.

Два года спустя, в феврале 2017 года, Кара-Мурза был госпитализирован в критическом состоянии в московскую больницу с такими же симптомами. Как он позже рассказывал, врачи утверждали, что его шансы на выживание были около 5%.

После отравления Алексея Навального Кара-Мурза рассказал, что симптомы, описанные Навальным, "один в один совпадают с теми симптомами", которые были у него самого при обоих отравлениях.

Расследователи из Bellingcat установили, что сотрудники Института криминалистики ФСБ оказывались в тех же городах, что и Владимир Кара-Мурза, в период и до первой и до второй госпитализаций.

Расследователи пришли к выводу, что спецслужба сопровождала Кара-Мурзу в поездках в семи разных городах. Более того, за два месяца до первого отравления Кара-Мурзы к сотрудникам Института криминалистики присоединился некий Роман Мезенцев.

По данным Bellingcat, Мезенцев - самый высокопоставленный сотрудник ФСБ из тех, кто сопровождал политика в поездке. Получив данные о звонках Мезенцева, расследователи выяснили, что он неоднократно разговаривал по телефону с полковников Макшаковым, заместителем начальника НИИ-2. Его имя впервые стало широко известно после публикации расследования о вероятном отравлении Алексея Навального. Bellingcat указывает, что Мезенцев и Макшаков общались по телефону в том числе и за несколько дней до отравления Навального.

За три месяца, перед госпитализацией, Владимира Кара-Мурзу в поездках по России по меньшей мере четыре раза сопровождали предполагаемые сотрудники ФСБ. Это были поездки в Томск, Санкт-Петербург, Калининград и Казань. Поездка в Казань состоялась с 22 по 24 мая 2015 года. Кара-Мурза и его сопровождающие вернулись в Москву менее чем за 48 часов до появления симптомов отравления.

Единственное имя, связывающее все четыре поездки, - это имя Александра Самофала - предполагаемого офицера ФСБ. В течение 2015-2016 года Самофал 12 раз сопровождал Кара-Мурзу в его поездках по разным городам РФ.

По версии Bellingcat, в первый раз Кара-Мурза мог был отравлен в Москве путем подмешивания яда в еду или нанесения яда на какие-то предметы в квартире, где жил оппозиционер. Либо яд был нанесен на одежду Кара-Мурзы в гостинице Казани, а надел он ее, уже находясь в Москве.

После первого отравления Кара-Мурза проходил долгую реабилитацию в США. Больше года он не мог полностью оправиться от последствий и ходил с тростью, а также имел постоянные проблемы с периферической нервной системой. В декабре 2015 года он вернулся в Россию.

В апреле 2016 года оппозиционер возобновил поездки по городам России. С этого времени Самофал и другие предположительные сотрудники ФСБ снова начали оказываться с ним в одних и тех же городах.

Кара-Мурзе снова стало плохо в ночь на 2 февраля 2017 года. По словам Владимира, он проснулся в 4 утра в панике. Симптомы, которые он описывает, похожи на те, которые описывал Навальный. Медики быстро поставили ему диагноз "тяжелая интоксикация неизвестным веществом".

После второй госпитализации Кара-Мурзы пришли результаты токсикологического заключения: в отчете говорилось, что установить причину невозможно из-за применения многочисленных препаратов, которые использовались для сохранения и поддержания жизни политика.

Однако его жена отвезла образцы крови мужа в США, где встретилась с сотрудниками ФБР, которые и пообещали передать их в токсикологическую лабораторию и предоставить результаты экспертизы. Но результаты они предоставили только после того, как Кара-Мурза подал в суд.

В документе говорилось, что ФБР считает, что Кара-Мурза был умышленно отравлен неизвестным биотоксином. 275 страниц документа отсутствовали - для их обнародования необходимо было "проконсультироваться с другими ведомствами". Еще десять страниц документа были скрыты "по соображениям национальной безопасности".