18:21 / 13.02.2015 Общество

Реформа военных СМИ, или Трудоустройство милицейских подружек пресс-секретаря МО?

А зачем нам эти военные журналисты? Наберем бомжей, вручим им камеры, и отснятое видео разместим на 5-м канале. Мы так в МВД делали...

На состоявшейся около месяца назад встрече Министра обороны Украины, генерал-полковника Степана Полторака и координаторов группы «ИС» Дмитрия Тымчука и Юрия Карина, среди прочего, обсуждался вопрос реформирования военных СМИ и информационной структуры Минобороны в целом.

Отметим, что отражать информационную атаку россиян и строить информационную структуру сил АТО вместе с группой «Информационное Сопротивление» начинали именно военные журналисты, единственные из представителей всех силовых структур, кто оценил угрозу адекватно.

Лучше других мы знаем и проблемы военных СМИ - неудобная штатная структура, низкий уровень технического обеспечения и зарплат, низкий уровень подготовки кадров.  Кое-какие соображения на этот счет были изложены Министру. Степан Тимофеевич попросил нас присоединиться к процессу реформирования и заверил, что очень внимательно изучит тему, прежде, чем подписать какой-либо документ.

Через несколько дней я в первый и единственный раз позвонил помощнице министра, его же пресс-секретарю Виктории Кушнир, и озвучил свое желание в рамках договоренностей с С.Полтораком изучить настоящее состояние дел на Центральной телерадиостудии Минобороны для подготовки соответствующих предложений Министру.  Долго, не рассусоливая, скажу, - меня отшили. И приказ о реформировании есть, и кандидат на должность директора уже там трудится, и вообще - не лезьте не в свое дело.

Не своим делом, я, например, считаю содержание обеденного меню соседа по лестничной площадке, а не реформу госструктур, от которых зависит обороноспособность государства.

А раз утаивают перемены, значит, задумано что-то нечистое. Так и оказалось.

Выводы сделаны?

О предыдущем этапе реформирования информструктур мы сообщали в материале «Парадоксы «инфовойн» или - зачем Минобороны три пресс-службы», в котором насчитали как минимум 6 структур, ответственных за реализацию государственной информационной политики.

С их появлением информдеятельность МО нисколько не улучшилась, а в некоторых моментах они просто самоустранились от происходящего. При освещении битвы за Донецкий аэропорт все 6 информструктур полностью исчезли из информационного пространства страны, оставив волонтеров отдуваться.

Боюсь, что ошибаюсь, но хочется верить, что критику группы «ИС» по поводу этой, весьма сомнительной и бестолковой реформы, услышали, и при переформатировании военных СМИ пошли путем не увеличения, а сокращения личного состава. Ровно на 33%.

Правда в докладной записке на имя Министра обороны Украины С. Полторака я также не нашел обоснования - почему именно  33%? Обтекаемо (формулировка явно позаимствована из другого документа), повествуется, что именно такое сокращение позволит «упорядочить и усовершенствовать систему работы, более эффективно использовать выделенные средства, повысить качество деятельности». Это все откровенная туфта и очковтирательство.

Посему, приступаю к любимой части откровений группы «ИС», за которую олухи из Минобороны периодически угрожают мне уголовной ответственностью.  Учите матчасть, как уголовно-процессуальную, так и в части теории и практики журналистики - начинаю публиковать документы… 

Икс на Игрек равно «Й» или формула успеха от «реформаторов»

Далее разбираем по пунктам.

Упорядочена и усовершенствована система управления

Огорчу неука, нарисовавшего  подобную чушь.  При таком штатном расписании управленческая система ЦТРС полностью парализована.  

Посему приходится открывать самую большую военную тайну для переведенных из МВД в МО то ли «журналистов», то ли «медиа-менеджеров», то ли «реформаторов». В общем, подружек госпожи Кушнир.

Итак, записываем, технологический процесс производства телевизионных программ НЕВОЗМОЖЕН без следующих специалистов (версия «лайт»):

Режиссер, режиссер монтажа
Оператор, оператор-постановщик
Звукооператор

А вот отсканированный клочок бестолковой бумаженции с автографом целого Министра обороны Украины содержит данные исключительно о корреспондентах, их начальниках и обозревателях. Если прикрыть шапку, то единственным указателем на отношение структуры к телевидению может быть профессия «видеотекарь». Ну и к месту  уборщица – чтобы убирать последствия оных «реформ».

Вторая военная тайна. Офицерский состав по специальности «режиссер», «оператор», «осветитель», «диктор», «художник-график», «звукооператор» и «звукорежиссер» (последние 2 - не одно и тоже, не путать - авт.) - ни один военный вуз не готовит. Некем забивать должности в отделе обработки и записи программ.

Ну и третья военная тайна - поставить гражданского специалиста на военную должность со звёздочкой в принципе можно. Только вот спешу разочаровать - ожидаемый оклад вместо условных пяти-шести тысяч составит всего 1200-1800 гривен.

Выходит, что с введением в действие нового «суперштата» кадровый голод ЦТРС на хорошего специалиста не будет удовлетворен.  

Ну а о таких вещах, как «штатная дисциплина» и наказания за ее нарушения, авторы невеселой картинки с названием «организационно-штатная структура ЦТРС», как я понимаю, и не слышали…

Более эффективно использовать выделенные средства

Не уходя в сложные материи, попробуем рассчитать один лишь фонд заработной платы сотрудников студии. Из расчёта, что полковник получает  7 000 грн, подполковник 6500, майор - 6000, капитан - 5500, прапорщик 4000, ну, и гражданский специалист – в районе 2000.

До «реформы» - 207,5 тысяч

После «реформы» -  220 тысяч

Выдать за экономию, согласитесь, тежело. Необходимо изыскать дополнительных 150 000 гривен в год

И о каком эффективном использовании средств может идти речь, если на момент начала АТО ЦТРС была укомплектована исключительно дореволюционными касcетными камерами формата mini-DV, а средства связи и передачи материала как таковые вообще отсутствовали? Кое-что купили волонтеры, а родное МО устранилось от финансовых трат. Хотя мы все помним, война у нас идет по всем фронтам -  в том числе, и информационном.

Чтобы получить эффект от работы военных телевизионщиков надо вбухать в техническое оснащение студии миллионы гривен. Все остальное - простое бумагомарательство.

Повысить уровень деятельности

Смотрим п. 1 и п. 2. и пытаемся высчитать, на какой коэффициент «Й» повышен уровень  деятельности при парализованной управленческой структуре (икс) помноженной на увеличение бюджетных расходов  (игрек).  Икс*Игрек=Й  - формула эффективности (не дай Бог применить такую к реформе боевых подразделений!). 

Наберем бомжей, вручим им камеры, а отснятое видео отнесем на 5-й канал

…В завершение давнего разговора с Министром обороны, Степан Тимофеевич познакомил нас с  Викторией Кушнир, единственным, по его словам человеком, приведенным «из Нацгвардии».

Уже в ее кабинете мы с Тымчуком услышали довольно откровенное мнение по поводу реформы военных СМИ, в частности, телевидения. «А зачем нам эти военные журналисты? Наберем бомжей, вручим им камеры, и отснятое видео разместим на 5-м канале. Мы так в МВД делали», - созналась Кушнир. Мы подумали - шутит…

Не тут-то было. Именно человек с улицы, не пришедшаяся ко двору новому руководству МВД и уволенная из «органов» подружка пресс-секретаря МО  Яна Холодная уже представлена замминистром Петром Мехедом личному составу ЦТРС МО как будущий начальник. Более того, выпускница Полтавского пединститута, не имеющая оперативно-тактического уровня военного образования, предусмотренного должностью начальника ЦТРС, не служившая ни одного дня в армии при воинском звании «младший лейтенант» запаса торжественно произведена в  чин старшего офицерского состава - «майор».  Ну а как она, вместе с Кушнир, видит процесс производства телепрогрограмм, я уже описал выше.

Подполковник О.Чернобай, подписавший на имя Министра докладную записку, также не является «менеджером высшего звена управления». В Минобороны он материализовался вслед за госпожой Кушнир, из тех самых внутренних войск, пардон, Нацгвардии… А специальность у анализатора и оптимизатора систем военного управления - «автомобили и автомобильное хозяйство, организация ремонта»… Кстати, после бодрого доклада об оптимизации на 33% должен был бы следовать абзац, посвященный социальной защите тех 94 человек, которые будут сокращены,  как говорится  «по живому», и обязательно должна быть указана сумма выплат, причитающихся по сокращению. Это так, на будущее…

По данным группы «ИС», в Минобороны так же эффективно, как Холодная и Чернобай, с жирными должностями, и по сути, «подаренными» воинскими званиями, нашли пристанище еще как минимум двое выходцев из пресс-структур палачей майдана: главы МВД Захарченко и командующего Внутренними войсками Шуляка. Последнего, к слову, готовящего в Крыму боевиков для Донбасса и «заказавшего» Андрея Парубия, госпожа Кушнир «обслуживала» в качестве пресс-секретаря во времена Майдана.

… А в это время, там, на «передке», ранения получил четвертый по счету военный журналист - старший лейтенант Денис Гойко, спецкор ЦТРС. Он был в составе мобильного подразделения - передовой информационной группы, единственного толкового нововведения, силой «продавленного» «старой гвардией» через сопротивление «реформаторов». В первые, же дни работы «передка» с линии фронта начала поступать долгожданная «картинка».   

Из-за массового наплыва "специалистов-реформаторов" из МВД, контуженному при штурме Дзержинска, единственному в военных СМИ кавалеру ордена «За мужество» 3-ей степени подполковнику Петру Гасаю и выстоявшему в Крыму и АТО майору Виктору Грому отказано в продвижении по службе…  

Оценив собственную «нужность» военному ведомству, подполковник Гасай принял предложение Госпогранслужбы, где в дальнейшем планирует служить…

Юрий Карин, координатор группы "ИС"

P.S. Критикуешь - предлагай свое. Группа «ИС» имеет собственное видение реформы военных СМИ, но не считает его единственно правильным, и готова обсуждать тему в любом формате.

Потому обращаемся к Министру обороны Украины с предложением создать, по аналогу с реформированием системы закупок, такую же экспертную группу по реформированию военных СМИ с привлечением известных гражданских и военных журналистов, медиа-менеджеров,  специалистов, проходивших службу в информационных структурах многонациональных сил на ТВД. Также призываем все назначения на руководящие должности в военные СМИ проводить открыто, по результатам конкурсного отбора.