10:30 / 25.04.2014 Политика

Верховная Рада раскололась по-мягкому

Оппозиция и власть потихоньку сближаются и даже наметили точки соприкосновения

Карма настигла коалицию

Верующие в карму нынче имеют повод ободриться, так как постулаты учения сбываются. И где – в украинском парламенте! Если в феврале-марте депутаты «штамповали» законопроекты и постановления, в буквальном смысле слова, не глядя, то сейчас они, наоборот, исключительно обсуждают. Без голосований. Коалиционных сил хватает только на процедурные вопросы, с минимальным порогом для принятия решений в 150 голосов «за». Причем тупик во взаимоотношениях парламентских коалиции и оппозиции столь очевиден, что стороны и не утруждают себя сокрытием «временных трудностей общения». 

В четверг, 24 апреля, спикер Александр Турчинов вынужден был перевести парламент в режим обсуждения законопроектов без голосования по оным. «Я вижу, что голосов нет», - нервно констатировал он и, не сдержавшись, заговорил о сепаратистах, террористах и патриотах. Однако на сей раз воинственность спикера не была поддержана залом. В наказание, председатель Верховной Рады лишил депутатов перерыва, но они это пережили, попросту переместившись в кулуары.

И таки было о чем поговорить. Единственной и главной темой кулуарных бесед, как на брифингах и в формате комментариев, так и в частных беседах, был распад коалиции. Впервые за время существования коалиции проблем не стал скрывать и. о. председателя фракции «Батькiвщина» Сергей Соболев. По его словам, в коалиции «твердых» только 169 голосов, еще 25-30 депутатов внефракционных, а остальные – это «те, кто пришел от Януковича». Минутой позже стало понятно, отчего это Сергей Соболев вдруг стал таким откровенным, когда политик заговорил о досрочных парламентских выборах.

Понятно, что, если власть возьмет курс на досрочные парламентские выборы, диспозиции высоких договаривающихся сторон кардинально меняются. Партия регионов и КПУ теряют пресловутую «золотую акцию», поскольку, в новый парламент они если и попадут, то в меньшем количестве. С другой стороны, досрочные парламентские выборы – риск и для «Батькiвщины», и для «Свободы», и для УДАРа. Но имитировать единство они не только не хотят, но и не могут.

Три президента и киевские мэры не уживаются вместе

Можно сказать, коалицию рассорил потенциал. Три кандидата в президенты, один и. о. президента и несколько кандидатов в киевские мэры вряд ли вообще способны сосуществовать мирно. Что и требовалось доказать.

В сессионном зале фракция УДАР в четверг, 24 апреля, впрочем, как и всегда, играла роль эдакого сторожевого Регламента. В частности, депутаты-«ударовцы» неоднократно возмущались тем, что им предлагают голосовать за законопроекты (подчеркиваю – правительственные), которых фракция в глаза не видела. В отместку спикер Александр Турчинов, которого такая мелочность сильно раздражала, отменил обсуждение одного из законопроектов, так как, представитель профильного комитета, кстати, «ударовец», не был в наличии в сессионном зале. Столь резкий выпад, и не первый, наглядно иллюстрирует, что «Батькiвщине» с УДАРом не очень-то и по пути. Кроме того, УДАР все чаще делает прямые выпады в адрес Кабмина Арсения Яценюка, давая понять, что входить в новую коалицию под премьера если и согласится, то на жестких условиях. Поводом для недовольства УДАРа стал и «киевский пакет» с выборами мэра в два тура. В то же время, и фракция «Свобода» не скрывала своих негативных эмоций от сосуществования с такими непатриотичными депутатами в одном зале. Обе бунтующие политсилы вполне оценили хитрый финт Александра Турчинова, поставившего вопрос о депутатах-совместителях в то время, когда депутатов в зале было мало. Но если «Свобода» еще держится за коалицию, то УДАР откровенно дает понять, что стоит на ее пороге.

Поэтому версия о широкой коалиции между «Батькiвщиной» и Партией регионов наиболее соответствует текущему моменту, потому что, только эти две чрезвычайно гибкие политсилы способны хоть как-то «все поделить». Однако «регионалы», взвесив все, пока что туго идут на компромисс. В кулуарах, кстати, «регионалы» в четверг, 24 апреля, были на редкость многословны. Сначала брифинг дал Борис Колесников, после чего, состоялись три раунда общения с журналистами «на бис». Затем в «плен» к СМИ попал лидер фракции ПР Александр Ефремов. Исходя из их комментариев, ситуация такова: нынешняя парламентская оппозиция понимает, что после выборов президент и премьер начнут схватку за реальное влияние на парламент, и нет смысла строить коалицию сейчас, если все равно придется все переделывать, и очень скоро. Любые соглашения нестойки и кратковременны. Что не исключает стремления «регионалов» взять хоть что-то сейчас, чем надеяться на «потом». Как в первом, так и во втором варианте, можно крупно проиграть. Эта двойственность порождает раздрай в самой Партии регионов, и так расколотой донельзя, со своими четырьмя кандидатами в президенты. 

Вариант оттягать что-то сейчас «регионалы» изложили в своем проекте Меморандума согласия, хотя, они сами прекрасно понимают, что любые гарантии и любые четко прописанные шаги все равно могут оказаться дешевле бумаги, на которой изложены. Нужна, как говаривал профессор Преображенский, «окончательная бумажка». Этой бумажкой ПР, как, кстати, и «Батькiвщина», считает Конституцию Украины, для которой необходимо собрать 300 голосов. Следовательно, то, что сейчас переговоры перешли в русло конституционной реформы (точнее, вернулись, так как именно реформа Основного закона была предметом торгов перед Евромайданом), говорит об их глубине. Такие переговоры должны включать и результаты президентских выборов, а самое главное – железную страховку Верховной Рады от досрочных выборов.  

Выборы между хаосом и двухпартийностью

То, что Сергей Соболев вновь акцентировал внимание на досрочных парламентских выборах, показательно. Во-первых, «Батькiвщина» дает понять фракции Партии регионов, что этот вариант пока что в ее руках. Во-вторых, партнеры по пока что де юре существующей коалиции получили сигнал о вероятной перезагрузке парламента, в ходе которой, они могут весьма недосчитаться голосов. Если ПР и «Батькiвщина» договорятся, в стране сложится двухпартийная система, и это будет объяснено как необходимость ради стабильности и целостности государства. (Действительно, только двухпартийная система и «мягкая» федерализация, пардон, перераспределение полномочий между центром и местными властями) способны спасти страну от раскола.

Впрочем, в парламент могут пропустить «Правый сектор» и КПУ, но исключительно как пугал огородных. В то же время, «Свобода» может пролететь мимо Верховной Рады или попасть туда в ограниченном количестве. Что касается УДАРа, то он имеет парламентский потенциал, если на умеренном поле УДАР не потеснить обновленная Партия регионов или ее конкуренты. Та же «Сильная Украина» Сергея Тигипко. Кроме того, досрочные парламентские выборы могут пройти со сменой избирательной системы (на чистую «пропорционалку»), чтобы уж все наверняка.

Как ни странно, на фоне взаимной неприязни и обвинений в продажности и подкупах, которыми щедро обменивались представители Партии регионов и «Батькiвщины», появились первые признаки того, что стороны, так сказать, на пути к согласию. Борис Колесников озвучил ряд конкретных претензий к тексту Меморандума согласия, заявив, что декларативные заявления о передаче полномочий (каких именно?) не подкреплены синхронными инициативами в плане бюджетных отношений. Он же дал понять, что фракция ПР настаивает на принятии во 2 чтении проекта о прокуратуре. Вопрос о проекте, посвященном оппозиции, сорвавший голосование по выборам в два тура в Киеве, сейчас даже не упоминается. Не исключено, потому, что ПР раздумала оставаться в оппозиции, а таскать каштаны из огня для других не желает.

В этом контексте, очень показательно то, что спикер Александр Турчинов, ранее заявлявший о необходимости непрерывной работы Верховной Рады, отпустил депутатов до вторника, 29 апреля «на волю». А во вторник состоится не обычное пленарное заседание, а открытое обсуждение конституционных инициатив в формате «общественных слушаний». Очень может быть, что именно это заседание станет точкой отсчета новой, на сей раз, широкой, парламентской коалиции. 

Субъективный штрих: Юлия Тимошенко любит играть в политике в беспроигрышную лотерею. На сей раз, такую игру задумали с ней сыграть Александр Турчинов и Арсений Яценюк. Ведь если широкая коалиция сложится, Тимошенко на фоне баррикад в Донецке будет выглядеть таким же анахронизмом, как она же на Майдане.