11:35 / 15.12.2008 Расследования

Кафедры «крышевания» Шлапака

Александр Шлапак, первый замеглавы СП сделал «своими кафедрами» и контрабанду «паленой» водки, и поставки оружия

Государственный служащий Александр Шлапак, видимо, собрался покорять очередную вершину в своей карьере. Не исключено, что Шлапак рассчитывает вскоре занять место своего нынешнего шефа – Виктора Балоги. Напомним – глава СП вроде бы отбыл в краткосрочный отпуск. Причем время отпуска было выбрано крайне неудачно с точки зрения функционала Главы президентского секретариата -- в аккурат к формированию совершенно неудобного для Виктора Ющенко формата парламентской коалиции. Впрочем, речь сейчас даже не о Балоге, тем более что он якобы вообще собрался на новогодние праздники отвезти немного «отпускных» денег в благодатную Швейцарию (пожелаем ему удачных спусков с горы. Хм… – Ред.).

 

В случае реализации такого кадрового сценария на Банковой, возможны различные сценарии развития политической ситуации в стране. Но можно уже сейчас смело сделать два прогноза. Во-первых, дело контрабанды на высшем чиновничьем уровне, которым так увлеченно живет нынешний Секретарь Балога, попадет по наследству в надежные руки Шлапака. Во-вторых. Шлапак, несмотря ни на что, останется в хороших отношениях с Виктором Балогой и людьми, задействованными в цепочках контрабандных поставок акцизных марок в Украину. Ибо такой уж он человек, этот Александр Шлапак. Ни с кем не конфликтует. Всеми пользуется. Мало ошибается. Осторожно и неуклонно идет к своей цели. О цели, стратегии и тактике Шлапака – поподробнее.

 

Миссия выполнима?

 

Журналисты «Багнета» уже отследили цепочку «Балога-Шлапак-Кияниченко», и отметили знаковые совпадения в заявлениях первого заместителя главы СП Александра Шлапака.

 

Напомним: г-н Шлапак выходил в эфир всякий раз, когда шла речь о близких ему чиновниках, задействованных в контрабанде, в частности, о собственном шефе Викторе Балоге и директоре госкомпании «Атлас» Сергее Кияниченко. Еще бы – ведь люди, можно сказать, не чужие. С Балогой Шлапак проработал плечом к плечу более двух лет в СП, а Сергея Кияниченко несколько лет назад, в бытность министром экономики Украины, вообще собственноручно назначил на весьма хлебное место -- руководить вновь созданной государственной экспортной компанией «Атлас». Возникает закономерный вопрос – откуда у Шлапака подобный коллективизм и командный дух, и какую пользу извлекает Шлапак из такого поведения? Зачем ему все это?

 

Ответ, вероятно, лежит в биографической плоскости. Александр Витальевич Шлапак – из когорты «комсомольских вождей». За шесть лет в период с 1984 по 1990 год, амбициозный Шлапак сделал головокружительную карьеру – от секретаря комитета комсомола Львовского политеха до первого лица Львовского обкома комсомола. Его прочили и на более высокие посты по партийно-комсомольской линии во всеукраинском и даже во всесоюзном масштабе, но карьера советского партийного функционера финишировала с развалом СССР. После этого еще около 10 лет Шлапак потратил на то, чтобы все-таки въехать в Киев, как говорится, «на белом коне». И на привычную стезю функционера он вернулся лишь в конце 90-х: Минэкономики, Госказначейство, НБУ, Секретариат Президента.

 

Личным бизнесом Шлапак не увлекался. По крайней мере, числится учредителем лишь в одной общественной организации «Львовское товарищество». Его соучредителями в этой организации являются небезызвестные Иван Васюник, Игорь Колиушко, Олег Кузан. На родственников Шлапака зарегистрированы пара относительно небольших торгово-посреднических предприятий. То есть Шлапак вроде бы нигде не «засветился» на демонстрации элементарной жажды наживы, что так характерно для многих его более старших «товарищей».

 

Но вряд ли когда-нибудь Александр Витальевич расскажет, как заработал первый миллион. Скорее всего, деньги для него – лишь средство. И он, как программист по образованию и по стилю жизни, алгоритмически точно движется к своей цели. Судя по всему, эта цель – власть. Как можно более полная.

 

«Молодой и перспективный»

 

В конце 90-х – начале 2000-х применительно к Шлапаку закрепились две характеристики, данные в разное время Леонидом Кучмой, Анатолием Кинахом, Владимиром Яцубой – «молодой и перспективный». В карьере Шлапака в разное время сыграли решающую роль Сергей Тигипко, Анатолий Кинах, Леонид Кучма, Арсений Яценюк, Виктор Ющенко, Игорь Коломойский. И хотя патроны Шлапака оказывались по разные стороны политических баррикад, сам Шлапак умело играл роль аполитичного менеджера, и стремился сохранить ровные отношения со своими благодетелями. Что, судя по всему, было и остается в цене у руководителей Александра Витальевича. Он из тех людей, которые всегда оказываются в нужное время в нужном месте, попадают в круг внимания сильных мира сего и используют их, получая ускорение в своем движении вперед и вверх.

 

Шлапак – перемещаясь от шефа к шефу, развивал собственный успех и расширял сферы своих интересов и влияния. Кстати, фраза «Кафедра Шлапака», вынесенная в заголовок этой статьи, также иллюстрирует расширение нашим фигурантом его влияния на финансовую сферу государства. Формулировка принадлежит бывшему финансисту «Нашей Украины» Александру Морозову и датируется весной 2008 года. А произнес ее г-н Морозов в интервью «Украинской правде» по поводу ситуации с его увольнением с поста главы наблюдательного совета Ощадбанка. Именно это банковское учреждение и называл Морозов «кафедрой Шлапака». Цитируем Морозова : «Мне сказали, что Ощадбанк – это "кафедра Шлапака"…, у которого есть свой взгляд на развитие банка, он пошел его реализовывать к президенту и реализовал. Ну и ладно».

 

А неполный список «кафедр Шлапака» выглядит сегодня достаточно внушительно. Это сфера поставок оружия (через компанию «Атлас»), это контроль над производством и поставками подакцизных товаров (через того же Сергея Кияниченко и через участие в схемах Виктора Балоги), это валютное регулирование (Шлапак – представитель Президента в Кабмине, контролирует работу структур Минфина). Также к сферам «ответственности» Шлапака можно отнести контроль над банковской сферой. Шлапак успел поработать в НБУ, он участвует в контроле над «Ощадбанком», в 2001 году курировал вопросы ликвидации банка «Украина» и госзакупки. Но, как ни старался наш визави обойти все препятствия на своем пути по касательной, кое-где все-таки «искрил» и совершал проколы.

 

Ликвидатора – ликвидировать!

 

Например, в 2001 году Александр Витальевич «не угадал» с ликвидатором злосчастного банка «Украина» и оказался на орбите коррупционного скандала. А может, как раз -- угадал? Напомним: Шлапак назначил ликвидатором банка «Украина» некоего Константина Русалина, главу соответствующего Агентства при Минэкономики. Русалин выполнял ликвидационные мероприятия с таким рвением, что попал под прицел временной следственной комиссии во главе с нардепом- милицейским генералом Виктором Королем. Депутаты-следователи раскопали, что Русалин фактически обманул своего шефа Шлапака, когда утверждал, что не имеет с банком «Украина» никаких конфликтов интересов. На самом деле фирма «Топ-транс», к которой имел отношение Русалин, значилась в списках заемщиков «Украины» и не спешила с банком рассчитываться.

 

Кроме того, уже в ходе ликвидации банка Русалин весьма вольно распоряжался имуществом покойного банка-гинанта. Вот что по этому поводу писала газета «День» в феврале 2002 года: «Согласно арендному соглашению, которое зачитал В. Суслов (заместитель председателя следственной комиссии – Ред.), ликвидатор сдал банку «Хрещатик» офис «Украины» в центре столицы (по улице Гончара) площадью 3954 кв. м за 11 217 грн. в месяц (плюс НДС). Нехитрая арифметика позволяет сделать вывод, за аренду одного квадратного метра в центре Киева уполномоченный Ликвидатора — господин Спильченко запросил у главы правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука аж 2 гривни 80 копеек, предоставив, как сказал В. Суслов, впридачу все «движимое» имущество офиса «Украины». По данным парламентской комиссии, из статьи 6.5 договора об аренде следует, что Ликвидатор, ко всему прочему, обязался оплачивать все коммунальные платежи (включая телефонные переговоры) «Украины»—«Хрещатика». Кажется, комментарии тут излишни: «на лицо факт коррупции», — отметил В. Суслов, напомнив, что господин Гриджук ранее входил в состав центрального менеджмента «Украины».

 

Тем временем, «и.о.» главного ликвидатора Виталий Струков (справедливости ради, приведенный выше арендный договор был заключен еще при «отстраненном» предшественнике — Константине Русалине), министр экономики Александр Шлапак и заместитель главы НБУ Владимир Кротюк недавно на пресс-конференции дружно уверяли в «открытости процесса передачи имущества «Украины» в аренду», «желании сдать банковский комплекс целостно» и подчеркивали, что поступившая в продажу небанковская недвижимость «Украины» будет продана по рыночной стоимости».

 

Этот неприятный эпизод чуть не стоил Александру Шлапаку должности. Ведь депутаты жаждали его крови как непосредственного начальника проштрафившегося Русалина. Дело пахло опалой и ссылкой. Но здесь за своего подопечного вступился сам Премьер-Министр Анатолий Кинах, который не дал «кровожадным» нардепам уничтожить «молодого и перспективного» министра Шлапака (и Шлапак отплатил Кинаху «презлым за предобрейшее» спустя шесть лет. Об этом – в следующих публикациях «Багнета». – Ред.).

 

«Цари» водки – друзья Шлапака

 

Тогда ограничились «переводом стрелок» - в декабре 2001 года Шлапак отстранил Русалина от должности в ликвидационной комиссии. Хотя меньше всего Александра Витальевича можно заподозрить в инфантильности и чрезмерном доверии к людям. И, соответственно, Русалин в своих действиях никак не мог обойтись без благословления министра. Да и сам по себе Русалин – личность отнюдь не случайная в орбите Шлапака. Супружеская чета Русалиных контролирует алкогольный бренд «Златогор», о котором вспоминал задержанный летом этого директор Департамента по контролю над производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ Игорь Гончар, сват Виктора Ющенко. Ну а где водка – там и акцизные марки. Легальные. Или нелегальные. Которые удобно завозить под прикрытием еще одной госкомпании, в свое время учрежденной с подачи Шлапака – «Укрэлекон». «Акцизно-марочный» круг с участием Шлапака-Балоги-Кияниченко замыкается. Но прокол с «водочным» ликвидатором банка «Украина», милостью Шлапака -- не единственный. Есть на счету Александра Витальевича Шлапака и другие «подвиги». О них – в следующих публикациях. Оставайтесь с нами.