В Киевских водоемах «обитают» три таблицы Менделеева
Столице не хватает денег и ресурсов на борьбу с опасными загрязнителями
Ежедневно киевляне спускают в канализацию до 90 000 м3 воды. Моющие средства, отходы, волосы, бензин, окурки, стекло, тряпки, мертвые животные – все это путешествует вместе с водой по киевской канализации. Далее эта масса проходит очистку на Бортнической станции аэрации, спускается в Днепр и вновь поступает в столичные дома. При этом качество очистки далеко от идеала и в результате такого круговорота вода рискует превратиться в биологическое оружие.
Киевскую воду очищают на оборудовании 1965 года
Канализационные стоки из Киева поступают на Бортническую станцию аэрации, на три блока очистительных сооружений, где проходят механическую и биологическую очистку. Экологи говорят, что эти очистительные сооружения уже не могут надлежащим образом обслуживать город. В Киевводоканале разводят руками – оборудование станции аэрации, построенной в 1965 году, действительно морально устарело, на 85%. Необходимо строить очистительные сооружения на Правобережье (район Триполья). На это требуются деньги в размере 10 млрд. гривен. Но на сегодняшний момент средств едва хватает на закупку реагентов и поддержания оборудования в рабочем состоянии.
Что киевляне сливают в Днепр
Вода, которую мы сливаем в раковины и унитазы, которая после дождей и таяния снега бежит по улицам, поступает в Днепр. Естественно, перед этим она проходит очистку, но в ее качестве сомневаются экологи. Следует отметить, что вода не чистая, а именно очищенная до так называемого допустимого уровня загрязняющих веществ, определенных нормативами в соответствии с письмом Государственного управления охраны окружающей среды в городе Киеве №06-04/551 от 12.12.2008 года для Бортнической станции до 2013 года. Также в Днепр поступает дождевая и талая вода. Она проходит путь по дождевой канализации и, не поддаваясь специальной очистке, сливается в реку.
Все эти воды содержат в себе, как утверждает директор НИИ воднохозяйственно-экологических проблем Анатолий Яцик, всю таблицу Менделеева помноженную на три. «В наши водоемы поступает десятки тысяч тон вредных веществ. Сейчас не только Днепр, все наши речки нуждаются в очистке. 60% из 73 тысяч рек имеют 3-5 категорию качества воды, тогда как для питья пригоден только 1 класс. Ту воду, которая бежит из крана, я считаю, опасно употреблять», - говорит эколог.
Во всем виноваты фосфаты?
В Киевводоканале пока всю таблицу Менделеева не рискуют изучать по киевской воде. На данный момент там озабочены проблемами фосфатов, содержащихся во многих моющих средствах. «Попадая в водоемы, фосфаты становятся удобрением для интенсивного роста сине-зеленых водорослей, то есть способствуют процессу цветения. Только один грамм фосфатных соединений со стиральных порошков вызывает рост 5-10 килограммов сине-зеленых водорослей. Водоросли, разлагаясь, выделяют в больших количествах метан, аммиак, сероводород, которые уничтожают все в воде. Пресная вода с концентрацией фосфата превышающей норму становится непригодной для питья и небезопасной для жизни», - сообщили нам в Киевводоканале. По оценке специалистов Киевводоканала, уровень фосфатов в Днепре и Десне постоянно растет. На Бортническую станцию поступают стоки с превышением нормативных показателей фосфатов почти на 200%. На борьбу с таким количеством фосфатов не хватает реагентов. В связи с чем Киевводоканал призывает запретить продажу моющих средств, содержащих это опасное вещество.
Однако экологи говорят, что фосфаты лишь «капля в море» на фоне вредных выбросов, которые поступают в киевскую воду. «Да, действительно существует проблема с фосфатами. Но я не думаю, что она настолько серьезная, что нужно подымать панику. Наоборот, такое количество дождей, которое было за последнее время, должно было их разбавить, сделать менее концентрированным», - говорит глава общественной эколого-правовой организации «Экоправо-Киев» Борис Васильковский.
Автомобильные мойки, снег и улицы
Серьезной проблемой для водоемов Киева являются автомойки, которые не оборудованы очистительными установками, считает Васильковский. «Думаю, властям следовало бы обратить на них внимание, ведь значительная доля загрязнения приходится на них», - считает эколог.
Также необходимо, чтобы химическую и биологическую очистку проходила дождевая и талая вода. «Все вредные выбросы в атмосферу оседают на наших улицах. Они накапливаются месяцами, так как улицы сейчас никто не моет. А потом проходит дождь и смывает все в Днепр», - говорит Васильковский.
Талый снег – еще одна проблема для киевских водоемов. В прошлом году его было вывезено приблизительно 2 тыс. тонн, и он содержал в себе приблизительно 1,3 тыс. тонн песочно-соляной смеси. Киеввводоканалу потребовалось 7,7 млн. гривен на очистку.
Оборудование не поможет
Даже закупка нового оборудования, реагентов и постройка новых зданий уже не спасет наши водоемы. При нынешнем состоянии водных ресурсов необходимо подходить к решению проблемы более глобально. «Современные очистные системы не спасут ситуацию. Необходимо возобновить природно-экологический баланс, контролировать какая вода, какого качества поступает в Днепр. Проводить мониторинг, вернуть экологические паспорта для речек», считает директор Украинского НИИ воднохозяйственно-экологических проблем Анатолий Яцик.
На данный момент не менее миллиона украинцев испытывают проблемы с питьевой водой. Вода загрязнена даже в колодцах в сельской местности. Под сомнением качество бюветной воды. В Украине все чаще говорят об этих проблемах, но преимущественно экологи. Если же в ближайшее время решением проблемы на должном уровне не займутся политики, украинцам нечего будет пить.
Виктория Лапко





Мир «Син Байдена назвав Україну "гадючим лігвом" та розкритикував політику батька»
Происшествия «Оккупанты продвинулись на Сумщине и Донбассе, – DeepState»
Политика «Навіть великі поступки Києва не задовольнять Путіна, – Блінкен»
Мир «Сербия договорилась о поставках газа с РФ, – Вучич»
Мир «"Самодепортація": США заплатять 3 тис. дол. нелегальним мігрантам за добровільний виїзд із країни»
Общество «130 днів оборони: двоє піхотинців вийшли з позиції поблизу Костянтинівки»