11:29 / 26.05.2015 Общество

«Шкурное» дело, или Бизнес по-нашему

История, о которой пойдет речь, весьма показательна.

 

 Бизнесмен, который привлек инвестиции, создал рабочие места, увеличил поступление налогов в бюджет, но не захотел платить за «крышу» представителям правоохранительных органов, что несколько лет назад было смелым и даже отчаянным поступком, сегодня, после ожидаемого очищения системы, с изумлением наблюдает, что разоблаченные коррупционеры в погонах времен Януковича и поныне чувствуют себя уверенно, прощупывая новые связи и подходы в системе, чтобы уйти от ответственности.

        Всё так красиво начиналось…

     В свое время Юрий Марченко был известным футболистом, играл за львовские «Карпаты». Семья у Юрия – спортивная. Его супруга – известная в 70-е годы гимнастка Ирина Елисеева очень многим знакома по фильму «Новенькая», где она сыграла гимнастку Дашу. И когда в дальнейшем ей в качестве тренера  предложили работу в Олимпийском комитете Италии, Юрий решил завершить карьеру, и за рубеж они отправились вдвоем. Там Марченко быстро нашел применение своим способностям. Его пригласили тренировать футбольную команду известного предприятия по переработке кожи. Любознательный и мобильный Юрий быстро оброс итальянскими друзьями и с интересом вникал в организацию производства и связанного с ним бизнеса. Вот тогда у него и возникла смелая идея: наладить нечто подобное на родине – в Украине. Новые итальянские друзья в него поверили и оказывали всяческую поддержку…

  В 2004 году я создал частное предприятие «Маррос», — рассказывает Юрий Марченко.— Мы выкупили в Тисменицком районе Ивано-Франковской области помещения заброшенного предприятия, привлекли инвестиции из Италии, создали 16 рабочих мест, начали покупать в Украине шкуры крупного рогатого скота, что стимулировало развитие животноводства, промышленно их перерабатывали в полуфабрикат, после чего поставляли на Апеннины. Работали, как каторжные, и на ходу учились. От пошлин не уходили За 4 года в государственный бюджет перечислили более миллиона долларов! Наша налоговая лепта была сопоставима с ивано-франковским цементно-шиферным комбинатом. При поддержке итальянских инвесторов стали готовить техническую документацию по строительству современного завода по переработке кожи. Международное экономическое рейтинговое агентство признало предприятие «Маррос» лидером кожевенной отрасли Украины.

                        Под прессом

     Естественно, на предприятие обратили внимание сотрудники местного УБОПа и налоговой. Ни для кого не секрет, как строилась в те годы работа контролирующих органов, где рука руку мыла. На Прикарпатье кто-то «крышевал» контрабанду молдавского спирта, кто-то заготовки леса…  Все при этом заботились не только о  покровителях в высоких киевских кабинетах, но и налаживали горизонтальные связи. Ситуация, когда папа – высокопоставленный налоговик, а сын – УБОПовец, или начальник и его заместитель являются кумовьями, - являлась вполне типичной. Попадая в систему, ей служили, её использовали и поддерживали…

 Моей персоной очень заинтересовался один из руководителей налоговой милиции области (осужденный городским судом за подделку военного билета, что не давало ему вообще права служить в милиции), — рассказывает Юрий. — В конце 2010 года его подчиненный назначил мне встречу в ивано-франковских кафе, где заявил, что начальство информировано о моем бизнесе, о всех счетах, включая личные, и что они готовы взять меня под крыло, если пойду на «деловой контакт». А иначе — суши сухари!

     Но бывший спортсмен, будучи человеком публичным, оказался не из пугливых и послал гонца подальше. И началось…Под предлогом того, что на «Марросе» якобы используется поддельный ветеринарный сертификат, возбуждается уголовное дело, спецназовцы перехватывают на дороге грузовики фирмы (в которых шкуры везли на переработку с последующей отправкой  в Италию), а также изымают кожу на предприятии — как вещественное доказательство. По нынешним ценам сумма изъятой продукции составила более пяти миллионов гривен. Марченко и его итальянские партнеры, уже осуществившие предоплату, пришли в ужас. Вообще, можно ли уложить в голове, как неспециалисты изымают 3161 шкуру после дорогой обработки, грузят в фуру и якобы берутся где-то хранить, что требует также специальных условий и знаний?

        Тем не менее, не замечать многочисленные жалобы Марченко физически было нельзя. И тут начинается самое интересное. После проведения экспертиз в Тисменицкой ветеринарной больнице, специалисты пришли к выводу: кожа нормальная. Тисменицкий райотдел милиции и райпрокуратура закрыли уголовное дело в отношении владельца предприятия «Маррос» Юрия Марченко, в связи «с отсутствием состава преступления». Соответственно, арестованную продукцию нужно было возвращать законному владельцу. А она исчезла!  Сам Марченко при этом не сдается и требует расследования! В результате всплывают факты, не реагировать на которые уже вовсе рисково.

         И из обвинительного заключения прокуратуры, проверявшей заявления Марченко, очень многое становится ясным и очевидным. По документам шкуры якобы передавали на склад предпринимателю О. Плюснину во Львов. Но сам предприниматель свидетельствует, что ни сном ни духом ничего не слышал, находился за границей, никаких шкур не получал и никого на это не уполномачивал. Как явствует из дела, шкуры банально перегрузили в фуру другому гражданину, который якобы действовал от имени указанного предпринимателя. И этот гражданин, получивший шкуры,  в присутствии адвоката первоначально заявлял, что заплатил за них убоповскому начальству 30 тысяч долларов, но потом передумал и стал утверждать, что несколько тысяч шкур взял по просьбе убоповцев на хранение, а они у него просто пропали, после чего он их и выбросил. Еще нашли у него при обыске липовую нотариальную доверенность  от все того же ничего не ведавшего львовского предпринимателя, а распечатка телефонных звонков свидетельствовала о тесном контакте с убоповским начальником… И вроде бы замаячил призрак справедливости.

 «Подполковник милиции сбежал из-под стражи… в женском платье»

     В ноябре 2011 года сотрудники прокуратуры при сопровождении СБУ задержали одного из причастных к хищению имущества «Марроса» — подполковника милиции. Его подчиненного, успевшего податься в бега, объявили в розыск.

— Как только сотрудники спецслужбы доставляют задержанного  в Ивано-Франковский городской суд, ему становится плохо, — грустно улыбается Юрий. — Подполковника срочно перевозят в областную клиническую больницу. Там он идет помолиться в часовенку и… сбегает из-под стражи, переодевшись в женское платье. Его объявили в международный розыск, хотя многие знают, что бывший правоохранитель живет в Закарпатской области…

    В итоге за решетку все же посадили только мелких сошек, каждому из которых суд дал минимальные сроки. Но денег предпринимателю так и не вернули. И вдруг после нескольких лет «подпольной» жизни в Ивано-Франковск вернулся бывший оперуполномоченный УБОПа и сразу добровольно отправился в прокуратуру. Его влиятельные родственники, а также продолжающие службу друзья-подельники стали делать все, чтобы бывший оперативник избежал суда, для чего занялись «прессованием» пострадавшего бизнесмена.

 Против меня фабрикуют дело о взяточничестве и мошенничестве, — уверяет Юрий. — Якобы я пообещал беглецу написать заявление в прокуратуру, что «претензий к нему не имею», взял за это деньги, но обманул. Появились и свидетели — все фигуранты дела о краже шкур, отсидевшие сроки. Нет, они не видели саму передачу купюр, зато дают мне характеристику: плохой человек, не платит налогов… Проверки на «Марросе» следуют одна за другой, арестованы счета, изъяты все документы. Моя фирма разорена, работники уволены, итальянские инвесторы расторгли договорные отношения с предприятием. Я постоянно испытываю шантаж, мне даже угрожают физической расправой.

Еще он спрашивает, кто должен ответить за потерю налогов и рабочих мест в Украине, за утрату имиджа.

 Юрий Марченко является потерпевшим по делу, обвиняемого в хищении имущества на очень большую сумму, — поясняет адвокат Любомир Ярицкий. — При этом бизнесмен занимает активную позицию, считая, что виновных нужно наказать по закону. Противоположная сторона пытается добиться переквалификации статьи обвинения с «Кража» на «Халатность», а затем подвести экс-оперативника под амнистию. Мол, не было ни сговора, ни преступной группы, уворовавшей шкуры, поддельных документов о передаче на хранение, частным образом нанятого грузовика и показаний его водителя, а так – мелкие огрехи в оформлении документации… Чтобы Марченко стал мягче и уступчивее, возможно, и было сфальсифицировано в отношении него дело о мошенничестве и получении взятки. У нас есть информация, что в рамках этого дела допрашиваются свидетели — ранее судимые за кражу кожи. С их подачи начинают «лепить» новое дело — о неуплате налогов. На фирме Марченко уже прошли комплексная районная и областная проверки, серьезных претензий нет. Сейчас будет проводиться третья — с целью выяснить, как работало предприятие семь лет назад. Тут даже неспециалист поймет, что на потерпевшего оказывается давление. На фоне этой истории просто смешно слышать о том, что в Ивано-Франковске среди силовиков проводилась люстрация. На смену тем, кто привык работать в условиях тотального беспредела и коррупции приходят подготовленные ними же кадры – родственники, кумовья…

      А на днях в Высшем специализированном суде по рассмотрению гражданских и уголовных дел состоится очередное заседание по кассационной жалобе потерпевшего Марченко на «сверхмягкие» приговоры Прикарпатских судов милицейским оборотням. Это решение суда станет ешё одним индикатором реального состояния правосудия в Украине. Оно наглядно покажет, продолжает ли прокурорско-милицейско сообщество друг другу «руки мыть».