«В Украине за редким исключением нет политических партий», - Карасев
Для выхода Украины из социально-экономического тупика на смену политическим проектам в парламенте должны прийти политические силы, имеющие идеологию и реальных членов. Об этом заявил директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, пишет ukranews.
«Когда Украина вырулит из болота, в котором мы оказались? Когда изменится элита. Когда, как в любой европейской стране у нас появятся не политпроекты, а настоящие политические силы – левые, правые, либеральные, демократические и т.д. Со своей историей, идеологией, принципами, взглядами, реальными членами и внутрипартийной демократической системой выборности руководства. Но для этого на реальные партии «европейского образца» должен появиться запрос со стороны общества», - отмечает политолог.
По его словам, большинство украинских партий строятся и функционируют по принципам бизнес структур, поскольку их лидеры пришли в политику из коммерции и воспринимают ее как продолжение и «крышу» для бизнеса.
«Большая часть украинских партий это, собственно, не партии, а «политические проекты». Они создаются по очень похожим рецептам – харизматический лидер, знаменитые спортсмены, актеры (а в последнее время журналисты, комбаты) в первой десятке, мощная наружная реклама, концерты с любимыми артистами. Украинские партии это ООО, живущие в логике бизнеса, а не политики. Они переходят от одних владельцев к другим – сливаются с более сильными компаниями, как это происходит в мире корпораций», - пишет Вадим Карасев.
Он отмечает, что в Украине партии, созданные реальными активистами вокруг определенной идеологии, являются скорее исключением. В качестве примеров эксперт приводит «Свободу», которая в 1991 году создавалась студентами вокруг национальной идеи, и «Батькивщину» с реальными первичными организациями.
««Свобода» создавалась студентами – диссидентами и идеалистами, фанатичными патриотами. Как бы мы не относились к «Свободе», разделяли или не разделяли ее взгляды, она сохранила этот дух и сегодня. Четверть века спустя «Свобода» во многом осталась такой же – идейной, идеалистичной (возможно, поэтому нет у нее и парламентских «тушек»). У нее тысячи реальных членов, понятная позиция и мировоззрение. Позиция ее руководство в первую очередь зависит не от политической конъюнктуры, а от настроения большинства приверженцев партии. «Свободу» нельзя продать, нельзя переписать ее программу под месседжи, гарантирующие лучший результат на выборах. «Свобода» совершила много ошибок, но это настоящая политическая сила», - подчеркивает эксперт.
Среди общества, резюмирует Карасев, растет запрос на настоящие партии, однако «процесс идет слишком медленно».