09:35 / 25.03.2011 Политика

Обзор недели: Украина готовится к эпохальным событиям

Об этом говорят последние события в стране

Слова не помогли – будем бить статьей. Точнее, статьями. По количеству резонансных уголовных дел третья неделя марта 2011 года соперничает с тремя предыдущими годами: дело Гонгадзе перешло в решающую фазу. На фоне уголовных разыгрывались и политические страсти: в Федерации профсоюзов – перевыборы руководства, в Партии регионов – уточнение курса, в Верховной Раде – продолжение дробления. Судя по всему, субъекты политпроцесса основательно готовятся к эпохальным событиям.

Фигурантам припомнят все

Привлечение к делу Гонгадзе экс-президента Леонида Кучмы, да еще в качестве обвиняемого, имело эффект разорвавшейся бомбы, хотя  новая команда неоднократно говорила о расследовании дела Гонгадзе, и после поимки главного свидетеля Алексея Пукача предъявление обвинений было делом времени. А вот нервная реакция Владимира Литвина впечатлила.

Громким поворот дела стал не столько по факту, сколько по поведению подозреваемых, что породило кучу версий. Леонид Кучма достаточно эмоционально реагировал на Николая Мельниченко, чтобы, как полагают некоторые эксперты, считать «раскрутку» следствия эдаким намеком днепропетровским вообще и Виктору Пинчуку в частности. Сам экс-бодигард слишком с ходу упомянул Владимира Литвина, чтобы рассматривать это как «заговор против спикера», хотя это тяжеловесно орудие, можно и промахнуться.

Куда вероятнее, что реанимация громкого дела стала логическим завершением очередного этапа следствия. Использовать итоги расследования в политических целях, а уж, тем более, «отмыть» фигурантов, в чем подозревают власть некоторые наблюдатели, крайне сложно, - слишком резонансное дело и слишком сумрачный политический шлейф. Зачем вдруг понадобилось «отмываться» (и от чего?) Леониду Кучме? И почему столь словоохотлив Николай Мельниченко сейчас, но был так странно сдержан тогда, семь лет тому назад? Дело Гонгадзе слишком в эпицентре внимания мировой общественности, чтобы им можно было воспользоваться для манипуляций. Свежий пример – дело Тимошенко, тихо завершенное на этапе досудебного следствия.

Об Украине начистоту

Сама же леди Ю блистала в Брюсселе. Вполне ожидаемо обвинила власть в отходе от европейского курса и тут же, в беседе с еврокомиссаром, намекнула, чтобы оппозицию допустили к проведению реформ. Значит, преобразования все-таки требуются? И нынешнее состояние дел в стране, не в последнюю очередь, следствие работы ЮВТ? Во всяком случае, на саммите ЕНП Юлия Владимировна старалась быть сдержанной. Расценивать ли как победу Тимошенко создание одной европейской партией некоей мониторинговой группы, наверное, нет смысла. Отдельный доклад по Украине, конечно, способен испортить общее настроение, но европейцы слишком прагматики, чтобы прислушиваться, если осложнение отношений с Украиной им невыгодно.

Брюссельский форум ЕНП почти совпал по датам с собранием депутатов всех уровней от Партии регионов. Там подводили итоги. Народ протестует – это плохо. Но, несмотря на это, активнее всего поддерживает именно ПР. Хорошо ли это? В данном случае, регионалы – последняя надежда, и на съезде много говорили о том, как бы ее оправдать. Жесткая речь Николая Азарова показывала, что «команда власти» осознает и груз, и ответственность. Во всяком случае, вместо того, чтобы винить окружающих, делегаты журили себя и друг дружку, что, несомненно, поможет придать управленческой вертикали необходимую стройность. Особенно на местах.

Парламент продолжает мельчить  

Одно из самых проблемных мест – Верховная Рада, которая продолжает дробиться. Как и предполагал «Багнет», процесс набирает обороты, потому что мелкие формы удобны и маневренны. 21 марта было создано межфракционное объединение «Молодежный выбор», куда вошли приметные личности. Евгений Царьков, Наталья Королевская, например, и Ирина Бережная, а также Виктор Янукович (младший).

Сложно сказать, как это повлияет на продвижение реформ, особенно актуальной пенсионной. Пока что парламент представляется минным полем, что, кстати, заставило премьер-министра вскользь заявить, что Украине  без транша МВФ прожить сложно, но можно, и притормозить «пенсионку». Поскольку большинство преобразований «привязаны» к МВФ, но внутри страны вызывают резкое неприятие, то власть оказалась между Сциллой и Харибдой. Отчасти подспорьем можно считать перевыборы Василия Хары главой ФПУ, но недостаточно мощные украинские профсоюзы (где, кстати, реформы в редакции Фонда воспринимаются неоднозначно) не способны снять социальную напряженность.

В этой ситуации, как никогда, политикуму следовало бы воздержаться от «теневых схем».  Дело Гонгадзе стало своего рода предупредительным сигналом.  Насколько политики восприняли месседж, покажет следующая неделя.

Напомним, 22 марта первый заместитель Генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин подтвердил информацию о возбуждении уголовного дела против экс-президента Леонида Кучмы.

Как сообщал «Багнет», уголовное дело могут также возбудить против Владимира Литвина.

Лилия Фоменко