08:30 / 09.11.2010 Мир

40 лет назал советские моряки чуть не спровоцировали третью мировую войну

9 ноября 1970 года советсткий эсминец «Бравый» пощел на таран британского авинаносца

          9 ноября 1970-го, когда весь советский народ под руководством (известно кого) продолжал отмечать юбилей вождя мирового пролетариата, в водах Средиземного моря могла произойти катастрофа, последствия которой вполне могли стать началом нового витка вооруженного противостояния между СССР и НАТО. Эта катастрофа могла стать трагедией мирового масштаба, хотя она итак стала трагедией для двух семей – русской  и украинской…

         100-лете Владимира Ульянова-Ленина, отмечавшееся весь 1970-й, а не только 22 апреля, нынешнее поколение молодежи воспринимает, как что-то очень далекое из жизни своих дедов. Мы же помним о нем уже лишь по юбилейным медалям на пиджаках и мундирах ветеранов, да юбилейному рублю с изображением вождя мирового пролетариата, получившего в народе обиходное название «один  у нас Ильич, да дорог»…

Юбилейная медаль «За воинскую доблесть» и один рубль – все в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

  

И, что самое главное – аверс у обоих один.

         Несмотря на широкомасштабность празднования юбилея вождя (особенно в странах социалистического лагеря) дела в самом Союзе шли далеко не лучшим образом, ведь конец 60-х стал, откровенно говоря, провалом во внешней политике первого государства рабочих и крестьян, что подтверждалось событиями в Чехословакии (1968-м), конфликтом на острове Даманский (1969-й) и весьма неубедительными победами египетских войск под руководством советских военных советников в ходе т.н. «войны на истощение» или третьей арабо-израильской войны (1969-1970). Особо «неудачным» стал юбилейный год для советского ВМФ, когда в апреле          1970-го была потеряна одна из первых атомных подводных лодок К-8 и произошли серьезные катастрофы на флоте, одна их которых могла привести к новой войне…

         Апофеозом «войны на истощение», официально объявленной 7 августа 1970-го каждой из сторон собственной победой (т.е. Египтом и Израилем, хотя обе стороны прекратили военные действия без территориальных изменений), стали события в Средиземном море, когда военно-морской группировке НАТО противодействовало соединение боевых кораблей Черноморского флота.

         А суть инцидента, произошедшего 9 ноября, как его классифицировали обе стороны, состояла в том, что, несмотря на прекращение боевых действий, корабли и подводные (атомные и дизель-электрические) НАТО и СССР продолжали патрулировать средиземноморское побережье Египта, находясь при этом в полной боевой готовности. Практически всю осень постоянные контакты между кораблями двух противостоящих блоков сопровождались опасными маневрированиями, имитациями воздушных атак (авианосцы НАТО) и атак «неопознанных» подводных лодок (эсминцы ВМФ СССР).  Сегодня о нем в открытой печати практически не упоминается, как, впрочем и сорок лет назад. Лишь скупые строчки воспоминаний ветеранов флота Юрия Кручинина «Командую кораблем» да Анатолия Одайника «Неизвестные страницы «Холодной войны» напоминают нам об этом событии, получившем широкий резонанс в Европе, а особенно в Палате Лордов Великобритании.

         Но, сначала о самом инциденте. В воспоминаниях Юрия Леонидовича Кручинина сказано, что: «9 ноября 1970-го произошла тяжелая авария. Эсминец «Бравый» находился на боевой службе в Средиземном море… Он осуществлял слежение за английским авианосцем «Арк Ройял». В вечернее время, когда команда согласно распорядку дня пила чай, командир корабля решил спуститься в кают-компанию (двое суток без сна находился на мостике – прим. автора). Старший помощник занимался своими делами, и командир решил не вызывать его себе на подмену, а, дав необходимые распоряжения, оставил на мостике вместо себя вахтенного офицера. Эсминец находился у авианосца по правому борту на траверзе, в 10 кабельтовых (1892 метра – прим. автора). В целях экономии топлива одна из двух машин была застопорена. По закону подлости через 5-7 минут после ухода командира авианосец поднял сигнал: «Не могу уступить дорогу», «Веду полеты авиации» и повернул резко вправо, увеличил ход до 22 узлов. Ни сигнальная вахта, ни БИП момент поворота не заметили. И когда железная громада с массой огней буквально нависла над эсминцем, вахтенный офицер попытался увеличить ход. Но одна машина застопорена…  Произошло столкновение кораблей».

         Но, чтобы понять что такое столкновение авианосца с эсминцем, нужно представить, к примеру, ДТП, когда в КрАЗ на полном ходу врезается «Таврия»… Семеро советских моряков выбросило за борт. Пятерых подобрали спущенные баркасы, как с английского, так и советского кораблей. К слову сказать, все советские матросы, побывавшие на борту «супостата», однозначно пожелали вернуться на борт родного корабля, хотя были предложения и иного характера. Очевидцы вспоминают, что когда англичане подняли из воды выпавших за борт матросов, переодели в свою сухую одежду и доставили к борту эсминца, «ответственные лица» (имеется ввиду офицеры особого отдела – прим. автора) этих матросов прямо на юте раздевали и вражескую одежду с гневом бросали назад в английский баркас. Эсминец с гордым и решительным именем «Бравый» получил тяжелые повреждения и был вынужден прекратить выполнение боевой задачи и срочно вернуться в Севастополь. Кроме этого, в очередной раз был нанесен удар по престижу СССР (да еще в такой год). Но самое страшное было в другом – погибли люди. Украинец из Шепетовки Михайлюк Юрий Александрович и русский из Подмосковья Стройкин Борис Семенович. Оба матроса, оба двадцатилетних парня. Сегодня их фамилии внесены в список советских военнослужащих, погибших в ходе участия в арабо-израильских войнах.

         В Союзе это событие сразу же получило гриф «секретности», а матери так и не узнали, что могилой их сыновей стало Средиземное море. Страшно горе матери, невозможно смотреть в глаза, которые прямо криком кричат: «Что же ты, командир, сына не сберег?». А еще страшнее, когда мать так и не сможет никогда прийти на родную могилку…

         Однако, данный инцидент не остался без внимания в самой Великобритании. По его итогам и причинам гибели … советских моряков, в Палате Лордов проходило специальное слушание, ведь всем было понятно, что повторись подобное и возможной активной фазы противостояния не избежать.         На страницах английской, впрочем, как и остальной европейской прессы (за исключением стран соцлагеря) появилось такое сообщение.

«Арк Роял» вместе с авиацией ВМФ и ВВС принимал участие в международных учениях в средней и восточной части Средиземного моря. В прошлый понедельник вечером 9 ноября он был в открытом море между Мальтой и Критом, где проводил тренировочные ночные полеты. «Арк Роял» начал поднимать самолеты, выставив все положенные международные огни, означающие, что корабль не может свободно маневрировать. После взлета первого самолета советский эсминец типа «Котлин» пересек курс корабля спереди с правого борта. Авианосец предпринял все доступные ему меры и дал полный назад, но не смог избежать столкновения и въехал эсминцу в левый борт в районе кормы. «Арк Роял» немедленно прекратил полеты и вместе с фрегатом «Ярмут» начал поиск русских моряков, предположительно оказавшихся за бортом. Несколько человек были подняты и возвращены на корабль, двое пропали без вести. Авианосцу причинен минимальный ущерб, пострадавших нет. Рискованное маневрирование не является чем-то необычным для советских кораблей, ведущих наблюдение за учениями английского флота. Этот частный инцидент показывает опасность такого рода практики, и мы полагаем, что советские власти извлекут из него должный урок».

Английский авианосец «Арк Роял»

И его «пастух» эсминец «Бравый». Снимок сделан с борта английского авианосца утром 9 ноября 1970-го.

                После этого, между командованиями ВМС НАТО и ВМФ СССР было подписано соглашение о необходимости сближения кораблей на дистанцию не менее 20 кабельтовых (3700 метров – прим. автора).

Сергей Смолянников

ТЭГИ: