23:09 / 25.05.2013 Украина

Так чем, все-таки, «воняет» в Ладыжине?..

«Смрадная облога», «Вонючий апокалипсис» и  «Экологическая региональная катастрофа» - такими громкими эпитетами называли ситуацию, сложившуюся в небольшом городке Ладыжин на Винничине, местные газеты и интернет-сайты…

В начале мая, с потеплением, город накрыла едкая вонь. Местные власти начали искать причину ее появления. По поручению мера Ладыжина Валерия Коломейцева, на основании многочисленных жалоб жителей города, была создана специальная комиссия в составе 7 человек, «для определения источника запаха и принятия мер по его прекращению и недопущению подобных случаев в будущем».

Для  такого «определения источника запаха» нужен «хороший нос», который «чувствует, откуда веет», поэтому в комиссию включили местных чиновников - представителей горсовета, ЖКХ и СЭС; журналистов  коммунальных СМИ и председателя Общественной экологической организации «За чисте довкілля» (которая финансируется из местного бюджета: до 500 тысяч гривен в год).

«Определить источник запаха» - тоже указали где: в Распоряжении Ладыжинского городского совета №83 от 07.05.2013 года, опубликованного на сайте местного радио «ЛАДА-ФМ» четко сказано: возле предприятий ООО «БИОЛИК» и ДП «Ладыжинский завод «Экстра». То есть, виноватых уже «назначили», невзирая на то, что в городе существуют еще два предприятия, которые тоже могут портить чистый воздух Винничины.

Мэр Ладыжина Валерий Коломейцев называет спекуляцией и слухами причастность к вони в городе местной птицефабрики (которая входит в один известный концерн). Не может вонять и Ладыжинская ТЭС (у мэра здесь существуют свои экономические интересы). В интервью местному радио он заявил, чтобы понять, откуда идут запахи - ему много времени не нужно, еще до результатов работы «карманной» комиссии он уже знал, кто виноват – спиртзавод. Кроме того, Коломейцев обвинил природоохранную прокуратуру и Управление экологии Винницкой области в бездеятельности по отношению к нарушителям Закона Украины об охране окружающей среды.

В Ладыжинском воздухе действительно «завоняло» скандалом. Винницкое областное управление экологии направило в город своих экспертов. Те обследовали окрестности города и определили: запах от бардополей (так называют отстойники, куда сливают отходы спиртопроизводства) действительно есть, но он ничем не отличается от запахов аналогичных отстойников во всей Украине. Это характерный запах, что включает в себя «ароматы» мелясы (отходы сахарной свеклы), дрожжей и процесса брожения. Распространяется этот запах в радиусе километра-полтора от отстойников.

В Ладыжине воняет чем-то другим, ведь бардополя спиртзавода находятся на расстоянии больше двух километров…

На обвинения в том, что Дочернее предприятие «Ладыжинский завод «Экстра» отравляет окружающую среду, директор завода Юрий Концевый отвечает, что все необходимые разрешения от природоохранных и экологических организаций у предприятия есть. Перед тем, как начать работу, завод прошел жесткую проверку Министерства охраны окружающей природной среды Украины. Этому предприятию 140 лет, и все это время оно не воняло в городе. В начале осени 2012 года, после пятилетнего простоя, предприятие снова заработало. Это не частное предприятие, оно принадлежит Государственной Акционерной Компании «Укрмедпром» Министерства здравоохранения Украины. И чтобы запустить работу на предприятии, которое обанкротилось, несколько лет простаивало и разрушалось, нужно было восстановить не только производственный процесс, но и получить у эко-контролирующих органов соответствующие разрешения на нормы выброса и размещения отходов производства и водопользования. А требования сегодня к этим процессам очень высокие. И вот, спустя несколько месяцев, завод обвиняют в нарушении этих норм. Это – нонсенс, уверен директор «Экстры» Юрий Концевый, ведь и осенью завод работал, и тогда никому не воняло. Сейчас причина вони – не запах полей с бардой.

Председатель Общественной экологической организации Ладыжина «За чисте довкілля» (смотрим выше), известный в Ладыжине журналист Людмила Червонецкая, принимала участие в работе комиссии, созданной по распоряжению мэра. Она убеждена, что воняет все-таки от полей с отходами завода «Экстра», потому, что на производстве есть существенные нарушения технологии. В доказательство своих слов она приводит факт, что у завода «Экстра» есть лицензия на производство не только медицинского спирта, но и других фармацевтических препаратов, и, возможно, в их производстве могут использоваться разные вредные вещества и препараты. Поэтому и воняют поля-отстойники спиртзавода.

Главный технолог завода «Экстра» Зоя Билошенко подобные гипотезы называет полной чушью. На этом предприятии она работает два десятка лет. Она рассказывает, что процесс производства мелясового спирта не меняется десятилетиями. Сегодня все производство она лично контролирует и им руководит. Качество произведенной продукции жестко контролируется лабораторными исследованиями, ведь она идет на медицинские нужды. Запах, который выделяется от процесса брожения, утверждает Зоя Билошенко, может кому-то и не нравится, но в нем ярко чувствуется запах дрожжей, свеклы и спирта, его не попутаешь с той трупной гнилой вонью, которая простирается иногда над городком.

Общественность Ладыжина разделилась на две половины, многие убеждены, что к ситуации спиртзавод не причастен, ведь не один год живут по соседству с ним, знают розу ветров и уверены, что вонь прилетает совсем с другой стороны.

 – Нас, «простых» людей, жителей города, местные власти не хотят даже слушать, - рассказывает председатель Совета общественной организации «Ладыжинский общественный совет» Андрей Скакодуб. – Власти нас не включили в состав комиссии, так как мы хотим найти истину, откуда же идет этот смрад. Мы никого пока не обвиняем, но заинтересованы, чтобы расследование компетентных комиссий со всеми исследовательскими экспертизами были честными и объективными. Мы даже готовы заплатить премию тому, кто анонимно укажет, с фото- или видео доказательствами на тех, кто действительно загрязняет воздух в районе, на тех, кто сливает отходы в местную речушку.

Андрей убежден, что отходы выбрасывают скрытно, даже ночью, и кому-то выгодно, чтобы «козлом отпущения» стало именно государственное предприятие, на него легче указать.

Свою вину в запахе барды Дочернее предприятие завод «Экстра» в лице директора, Юрия Концевого, частично признает, ведь на заводе действительно отсутствуют современные очистительные сооружения. Раньше из отстойников завода местное население и близлежащие сельхозпредприятия брали сухую барду для удобрения полей. Технология очистки отходов не развивалась. Очистительные сооружения были не предусмотрены. Сейчас никто ничего не забирает. Сухая барда, хотя она и превращается в торф, наполняет отстойники.

- Но если городские власти выдвинут к нам требования построить очистительные сооружения – мы построим, - утверждает Юрий Концевый. – Из государственного бюджета на них будут выделены деньги, это пообещали в Винницком управлении экологии.

Мэр Ладыжина Валерий Коломейцев категорически настаивает на строительстве очистителей, и готов стучаться во все инстанции, чтобы без них работу завода пришлось остановить. Некоторые ладыжинцы поддерживают решение закрыть завод, и готовят обращение к Премьер-министру Украины. Но многие жители были все-таки против. Тогда вмешалась административная машина, и врачи, учителя, а также другие «бюджетники» городка получили негласное распоряжение подписаться под этим обращением (под угрозой увольнений). Мэр призывает идти и пикетировать завод, и даже сам готов стоять с плакатом. Благое намерение… После закрытия завода «Экстра» в безработном городке может прибавится еще сотня соискателей вакансий…

И, наверное, о главном. На реализацию проекта постройки очистителей нужны немалые деньги, их выделят из госбюджета.  Запах денег уже витает над Ладыжином и кто-то его уже почувствовал. Наверное, потому и «нагнал вони»…