19:16 / 23.03.2016 Спорт

Не прозвонивший будильник спас жизнь Всеволоду Боброву

В предыдущих материалах я познакомил вас с авиакатастрофами, которые уносили жизни целых футбольных команд. Сейчас я расскажу о двух хоккейных командах, игроки которых, увы, после фатальных полетов никогда больше не вышли на лед.

* * *

В январе 1950 года коллектив Военно-воздушных Сил Московского военного округа (ВМС МВО) должен был играть в Челябинске с местным «Дзержинцем». Обычно хоккеисты добирались в принимающий город на поезде. Но играющий тренер ВВС Борис Бочарников настоял на самолете. По его мнению, три дня тряски в вагоне плохо сказались бы на спортивной форме хоккеистов. Поэтому вместо того, чтобы сесть на поезд на Казанском вокзале, 7 января хоккеисты поднялись на борт самолета «Дуглас» С-47. Во время полета погода сильно испортилась. Приближавшимся к Уральским горам пилотам стало понятно, что метеоусловия не позволят им посадить самолет в Челябинске, тогда был отдан приказ идти на посадку в Свердловск. С-47 пять раз пытался зайти на посадочную полосу аэропорта Кольцова, но из-за усилившихся ветра и снегопада каждый раз терпел неудачу. На шестой раз самолету не хватило тяги, и он разбился недалеко от летного поля. Шесть членов экипажа, 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС погибли.

Один из членов той команды, легендарный игрок и впоследствии тренер Всеволод Бобров, по счастливому стечению обстоятельств остался жив. Свои воспоминания в автобиографической книге он начал именно с этой катастрофы. Как оказалось, он попросту опоздал на этот самолет. Исправный будильник, заведенный на 4.00 утра, впервые не прозвонил, и Бобров проспал. Хотя вылет был задержан на два часа, команда полетела без Всеволода и погибла. Сам Бобров поехал на челябинском поезде и остался жив. Также остался жив администратор команды Николай Кольчугин, которого тренер команды Бочарников прямо из самолета отправил за Бобровым.

* * *

7 сентября 2011 года в Ярославле произошла трагедия, о которой спортивный мир до сих пор вспоминает с содроганием. Разбился самолет с хоккеистами "Локомотива". Это случилось еще до официального открытия очередного сезона Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Команда летела в Минск, на первый матч чемпионата с "Динамо". По календарю этот поединок должен был состояться в Ярославле, но из-за международного политического саммита, проходящего в тот день в городе, его перенесли в столицу Беларуси…


О гибели спортсменов в эфире первым сообщили ведущие телеканала "Россия 2". Но руководство КХЛ, видимо, было не в курсе. Иначе как объяснить то, что спустя час после этого улыбающийся президент КХЛ Александр Медведев вышел к зрителям в Уфе, где начинался матч-открытие, и радостно приветствовал собравшихся.

Самолет "Як-42" авиакомпании "Як-Сервис" рухнул практически сразу после взлета из аэропорта на высоте около двух километров. По версии Росавиации, самолет при взлете не смог набрать безопасную высоту и столкнулся с антенной маяка, который находился за пределами взлетно-посадочной полосы. В результате лайнер развалился на части и упал.


Костяк той команды составляли россияне. Но на борту находились также хоккеисты из Швеции, Чехии, Словакии, Германии, Беларуси, Латвии, а также двое воспитанников украинского хоккея (школа "Льдинка") – чемпион мира среди молодежи Даниил Собченко и Виталий Аникиенко – сын известной в прошлом гандболистки киевского "Спартака" и сборной СССР Ларисы Аникиенко. И 38-летний голкипер Александр Вьюхин, защищавший честь сборной Украины на трех чемпионатах мира.

После падения в Ярославскую клиническую больницу поступили двое выживших в авиакатастрофе. Это член хоккейной команды, 26-летний нападающий Александр Галимов, и техник экипажа, 59-летний Сизов. У Сизова было 80% ожогов тела и дыхательных путей, у Галимова — 15% ожогов тела и многочисленные переломы таза, грудной клетки и головы. К сожалению, Галимов не выжил и спустя несколько дней скончался.

Что же касается стартового матча чемпионата КХЛ того сезона, то известие о трагедии быстро распространилось по трибунам, и болельщики стали протестовать против циничного продолжения игры. В результате матч все-таки остановили на 16-й минуте первого периода при счете 1:0 в пользу хозяев. Президент КХЛ Александр Медведев сообщил о трагедии в Ярославле, память погибших почтили минутой молчания. После небольшого совещания, в котором приняли участие администраторы, тренеры и игроки, было принято решение не доигрывать матч.

Впоследствии в Ярославле была вновь создана команда, которая в разгар сезона 2011/12 была заявлена в Высшую лигу, а спустя год перешла в КХЛ, где продолжала успешные выступления.