12:36 / 28.02.2017 Общество

С дрелью в руках, или Как правоохранительная система Украины бьет по банковским ячейкам

Украинская банковская система – не швейцарская, но вина ли в этом только самих банков? Вопреки попыткам украинских финансовых учреждений создать для граждан действительно качественный, надежный, европейский сервис, государство вносит свои коррективы. Виной многому – всепоглощающий произвол правоохранительных органов, вседозволенность которых не только нарушила установленные в стране рамки закона, но и замахнулась на здравый рассудок, сообщает "Антикор".

Один из самых вопиющих случаев беззакония в отечественной банковской сфере имел место сравнительно не так давно, в конце 2016 года.

Начиналось всё так. В жизни рядовых граждан Украины и по совместительству сотрудников одного из украинских частных финучреждений ничего не предвещало беды.

Был обыкновенный зимний день, а сотрудники спокойно выполняли свою работу. И вдруг в банк ворвались незваные гости.

Долго не церемонясь, вместо приглашений они показали свои удостоверения. Это были украинские правоохранители. В главных ролях – следователь по особо важным делам третьего следственного отдела управления по расследованию уголовных производств следственными органами прокуратуры и процессуальным руководством прокуратуры г. Киева Александр Надид.

Внезапно эти самые правоохранители сообщили сотрудникам банка, что цель их визита – обыск нескольких индивидуальных ячеек, арендуемых некоторыми из их клиентов.

В ответ на вопрос сотрудников о том, на каких основаниях они хотят провести обыск, следователь-злодей гордо извлёк из своего портфеля некое постановление следственного судьи одного из столичных судов.

Увидев, что данный документ не предоставлял следователю разрешения ни на проведение обыска ячеек их клиентов, ни, уж тем более, на изъятие чего-либо в них находящегося, сотрудники банка успокоились и пошагово объяснили правоохранителям, что такие их действия – незаконны, что они не правы и абсолютно никаких оснований для обыска ячеек их клиентов у них нет.

В итоге правоохранители ушли, оставив идею о проведении каких-либо обысков. Так, по крайней мере, с облегчением подумали сотрудники банка.

Однако совсем скоро их ждало большое разочарование: назойливый следователь вовсе не собирался сдаваться. В этот же день он снова нагрянул в банк, но уже со вторым обыском и уже с другими понятыми. На этот раз его главным аргументом было не постановление суда, а самая настоящая… Дрель.

Один за одним правоохранители со всей методичностью начали вскрывать ячейки.

Будучи не в силах переварить происходящее на их глазах беззаконие, сотрудники банка судорожно пытались противостоять злодеям.

«Это преступление. Банковская тайна. Обыск – незаконный. Без правовых оснований. Изъятие – незаконное. Собственность наших клиентов – неприкасаемая. Помещение банка – частная собственность. Что теперь скажут клиенты? Какое мнение у них останется о нашем банке?» – эти и многие другие мысли не прекращали роиться в сознании сотрудников банка еще долгое время после крушения их беспечного мира. Мира, в котором они могли спокойно выполнять свою работу и быть уверенными в безопасности имущества, доверенного им их клиентами.

Да, в тот обыкновенный зимний день сотрудники банка противостояли беззаконию и беспределу правоохранителей как могли, всеми правдами и неправдами они боролись с постигнувшей их несправедливостью.

И всё же противостоять бесцеремонным правоохранителям физически возможности у них не было. Поэтому стражи закона просто взяли и просверлили ячейки их клиентов дрелью, после чего изъяли из них всё содержимое. Увы, отстреливаться от следователя из автомата банк не мог. Как никак, дрель в руках держало настоящее служебное лицо (хотя здесь можно подобрать более колоритное слово).

Пожалуй, открывать огонь на поражение по беспредельщикам, чьи плечи в силу иронии судьбы вместо тюремной робы покрыты погонами, – это единственное, что оставалось делать сотрудникам банка в такой ситуации.

Закончилась эта грустная история тем, что клиенты банка, обнаружившие свои ячейки пустыми, не только разорвали свои не так давно крепкие отношения с банком, но и, несмотря на объяснения сотрудников финучреждения, позаботились о том, чтобы их примеру последовала и определенная часть других его клиентов. Банк понес репутационные и денежные потери.

В итоге всего в течение каких-то двух месяцев банк, который виноват лишь тем, что не осмелился стрелять в правоохранителей из автомата, лишился и клиентов, и доверия.

Буквально каждый день на протяжении этого периода времени в его двери заходили клиенты и разрывали некогда крепкие взаимоотношения, построенные на уверенности в том, что какое-то непонятное «чудо с бумажкой» не придет и не начнет сверлить ячейки.

О причинах закрытия ячеек клиенты не говорили. Но в банке все всё прекрасно понимали. Знали, что виной всему их беспомощность перед всепоглощающим монстром под названием «украинская правоохранительная система», которая, беря в руки дрель, меньше всего задумывается о репутационных потерях банка и ущербе финансовой системе.

История действительно крайне печальная. Но так случилось, что именно она как нельзя лучше со всеми нотами драмы показала наше якобы правовое государство во всей его красе.

«Красота» государства в следующем: многими своими действиями оно заставляет людей закрывать банковские счета.

Как известно, клиенты банков предпочитают держать наличные средства именно в индивидуальных банковских ячейках, считая этот способ хранения более надежным, чем стеклянная банка под кроватью или текущий счет.

Но если раньше клиенты банков опасались того, что банки «лопнут» или же что инфляция «съест» их накопления в национальной валюте, то теперь оказывается, что и ячейки подвергаются рискам откровенного сверления!

Вся абсурдность ситуации состоит в том, что, пока банки осуществляют комплекс мер по усилению безопасности хранимых в ячейках сбережений, государство придумывает всё новые и новые способы, как отучить людей доверять банкам. Например, с помощью самой настоящей дрели.

В связи со всем вышесказанным следователю Александру Надиду с дрелью в руках хочется сказать лишь одно: «Уважаемый товарищ следователь Надид, все прекрасно понимают, что в Вашем лице действует всё государство. Но очень большая просьба. В следующий раз, когда у Вас или Вашего руководства возникнет желание «порыскать» в чьих-то ячейках, помните: нести всю ответственность за противоправные действия будете Вы, а не Ваше «начальство».

Светлана Чернобук