13:05 / 10.02.2017 Общество

На подтанцовке у Банковой

Как глава ВККСУ Сергей Козьяков помогает Петру Порошенко узурпировать судебную власть

Тот факт, что президент Петр Порошенко с самого начала правления выстраивает под себя судебную вертикаль власти, ни для кого не является большим секретом. В Администрации Президента этот процесс курирует профильный зам Алексей Филатов. Накануне «вскрылся» еще один яростный «сторонник» подконтрольной главе государству системы правосудия – глава Высшей квалифкомиссии судей Сергей Козьяков.

Понимание без слов

ВККСУ – это один из ключевых органов в системе «независимой» судейской вертикали. Этот орган занимается не только отбором, но и дисциплинарными наказаниями судей, которых подозревают в нарушении присяги, коррупционных действиях или просто банальном непрофессионализме. Сергей Козьяков пришел в ВККС из адвокатского бизнеса, где трудился многие десятилетия и заслужил авторитет в юридическом сообществе. Однако ноша государственной ответственности, очевидно, слегка расшатала его «скрепы» и он красиво встроился в задачи Банковой по получению полного контроля над судебной ветвью власти в Украине.

Теплые отношения с Борисом Ложкиным, регулярные консультации в Администрации по текущим вопросам реформирования судебной системы сделали свое дело. Когда с Банковой в ВККСУ «спустили» списки «нужных» людей, которые – несмотря на конкурс – должны стать судьями Верховного суда, то ни в Национальное антикоррупционное бюро, ни в Генеральную прокуратуру Козьяков обращаться не стал. Более того, как утверждают СМИ, именно эти списки он и обсуждал с Филатовым в здании АП, внося свои рациональные и конструктивные предложения в отношении того, какие кандидатуры могут быть максимально «преданными» лично Президенту.

Кроме того, именно с подачи Козьякова был разработан механизм взаимовыгодного «сотрудничества» с Общественным советом добродетели. Одна из форм возможного взаимодействия – «бартер». «Общественность» «приносит в жертву» кого-то однозначно неугодного комиссии (публично предает "анафеме", размещает "истории успеха" этого человека в СМИ и т. д.), а взамен получает возможность заручиться "авансовой" поддержкой одного из будущих судей. Последние решения ВККС ярко подтверждают, что этот механизм исправно работает. Управляемые кандидатуры благополучно отправляются на следующий «круг», а неугодные – в том числе и «одиозные» личности – уходят на запасной путь.

Операция «дискредитация»

Интересно, что и система оценивания судей – тоже плод «воображения» Сергея Юрьевича. Позволим себе широкую цитату из материала издания «Апостроф».

Согласно документам ВККС, максимальное число баллов, которые может набрать потенциальный претендент – 1000 баллов. Из них всего 90 (т.е. 9%) – оценка уровня знаний в сфере права, в том числе, уровень практических навыков правоприменения. Даже умение проводить судебное заседание "потянет" на 120 баллов, критерии профессиональной этики и критерий доброчестности – на 250 баллов каждый.

Для чего это было сделано? Расплывчатые критерии оценивания, где реальным компетенциям уделяется лишь небольшое количество баллов, могут пригодиться, среди прочего, и для манипулирования конечным результатом, если "правильный" человек оплошал на тестировании или собеседовании.

К слову, такое манипулирование, как и нарушение принципа презумпции невиновности при отстранении отдельных кандидатов от дальнейшего участия в конкурсе на должность главы ВС – можно считать потенциальным шагом к дискредитации конкурсных отборов на государственные должности вообще как категории. В частности, речь идет о возможности оспаривать или отменять промежуточные решения ВККСУ через суд или на основании их незаконности отменять сам конкурс. Такая опция может пригодиться как на случай, если в финал попадут «неугодные» кандидаты, так и для ситуации, когда нужно будет дискредитировать конкурсный отбор для всей системы.

Можно сформировать «в ручном режиме» один такой орган. Пускай можно поставить нужных людей руководить апелляционными судами в регионах. Но гарантировать слаженную систему «правильного» отбора на конкурсе нужных людей в суды районного уровня – невозможно. Именно поэтому сегодня так важно показать в том числе и несостоятельность таких конкурсов, возможность двуякой трактовки тех или иных решений. Чем больше дискредитации, тем легче вернуться к «старым добрым» «договорнякам»

Судьи судей с двойной моралью

Почему комиссия идет на столь откровенное потакание интересам Петра Порошенко в вопросах формирования его личной судейской вертикали? Очевидно, что каждый член этого органа отлично понимает, что висит «на крючке» у правоохранительных органов. Ведь ВККС регулярно дискредитирует себя не хуже своих «подопечных» судей несмотря на то, что сами во время квалификационного оценивания проверяют соответствие уровня жизни служителей Фемиды задекларированными ими имуществу и доходам. Прошлогодний материал профильного издания «Закон и Бизнес» подтверждает это. По данным издания, председатель комиссии Сергей Козьяков, а также члены Павел Луцюк и Валентина Устименко вошли в тройку официальных богачей за 2015 год. Исходя из увеличения доходов в декларациях за 2016 год, можно будет судить о том, насколько глубоко ушло сотрудничество ВККС с Администрацией Президента. Впрочем, уже сегодня понятно, что именно с подачи Козьякова комиссия полностью профанирует реформу и позволяет Президенту Порошенко узурпировать судебную власть в стране.

Игорь Присяжнюк