09:44 / 17.10.2016 Общество

«Пьяный» бюджет: после массовых отравлений правительство решило подзаработать на спиртном

Рекордное подорожание водки оказалось «политическим решением» Гройсмана

11 октября Министерство экономического развития провело совещание по поводу повышения минимальных розничных цен на водку. Несмотря на обещанную ранее открытость при обсуждении этого злободневного вопроса, проходило оно в полусекретном режиме – официальный сайт Минэкономики о мероприятии умолчал, пресса приглашена не была, передает "Политика и культура".

В СМИ появился краткий категоричный отчет: «В течение десяти дней в Украине будет установлен новый уровень минимальных цен на алкоголь, отмена которых была главной причиной катастрофического роста контрафакта и множественных случаев отравлений суррогатом по всей стране».

По версии этих сообщений, встреча Министра экономического развития и торговли Степана Кубива c операторами алкогольного рынка имела результатом «договоренность о немедленном принятии минимальных розничных цен на алкоголь». Далее некие безымянные эксперты заявили, что «конструктивная позиция министра экономического развития и торговли позволит эффективно бороться с теневым рынком алкоголя и, как следствие, существенно снизит количество отравлений суррогатом».

Поскольку, несмотря на «режим секретности», журналисту «ПІКа» удалось присутствовать на этом мероприятии, мы можем уверено говорить о том, что в информации, обошедшей СМИ, все поставлено с ног на голову.  Как в плане мифической «договоренности» с операторами рынка (а никакого единодушного «одобрямса» не наблюдалось), так и, что самое главное – в навязчивой трансляции абсолютно лживой формулы – «чем дороже водка, тем меньше фальсификата» (зависимость на самом деле совершенно обратная).

Укрощение строптивых

Сначала – необходимое пояснение.  Минимальные розничные цены на спиртное никто не отменял – как были они установлены еще в 2008 году, так никуда и не исчезали. Несмотря на привлекательное звучание слова «минимальный», само это понятие означает порог, дешевле которого продавать водку запрещено.

Последним таким порогом было 54,90 грн. Впрочем, летом 2016 года ВАСУ признал, что эта цифра была принята кабмином Яценюка с нарушением процедуры, и откатил «минималку» к предыдущим показателям. Ныне же Кабмин, вопреки решению суда, выступает с инициативой нового повышения –  уже до рекордных 68,11 грн – чему и было посвящено упомянутое совещание.

Проходило оно в обстановке не особо дружелюбной. Компании-производители предоставили свои соображения по поводу размера «минималки». Цифры эти оказались весьма различны. Что вызвало плохо скрываемое раздражение заместителя министра Юлии Ковалив. Ей не понравились слишком уж низкие розничные цены, предложенные некоторыми производителями.

Госпожа замминистра сообщила, что министерство оставляет за собой возможность сподвигнуть  ДФС, налоговую и СБУ«проверить по нашей настоятельной просьбе некоторые результаты» в отношении «производителей, которые выбиваются». Те есть тех, которые, предложили расчёты цены, оказавшиеся ниже запланированного Минэкономразвития уровня.

После этого маленького акта чиновничьего шантажа, представители мелких региональных компаний заметно напряглись. «Выбивались» из ценового ряда именно они. Если «монстры» алкогольного рынка – «Nemiroff», УДК (ТМ «Хортица», «Первак», «Мороша»), НГК (ТМ «Хлебный дар», «Козацька рада», «Цельсий») и прочие – безмятежно предложили розничную цену в 71,5 – 75 гривен (вожделенные Кабмином 68,11 грн плюс маленькая надбавка, чтобы не было обидно), то, скажем, небольшая компания «Люботинский завод «Продтовары» указала в соответствующей графе скромную цифру 49,40.

Ликбез для водочных «чайников»

На самом деле, себестоимость бутылки водки  у всех производителей практически одинакова – 10-13 гривен: это затраты на воду и спирт (а спирт все легальные производители покупают по одинаковой цене у государственного монополиста – ГП «Укрспирт», так что в водке и по 50, и по 70 грн. основа идентична); на бутылку, пробку и этикетку, на зарплату работникам,  на производственные и административные расходы и т.д., и т.п. Затем плюсуется еще от 30 до 40 гривен (акциз, НДС и рентабельность) и в итоге мы получаем бутылку водки с оптово-отпускной ценой в районе от 40 до 53 гривен.  Такую цену и указали практически все производители.

А дальше начинается самое интересное. До того, как бутылка попадет на прилавок, к ее стоимости приплюсуются расходы на рекламу, наценка магазина, еще раз НДС и еще раз акцизный налог – на этот раз на розничную продажу.

Мелкие производители на рекламу денег почти не тратят и в крупных розничных сетях не распространяются (поскольку один «вход» туда стоит огромных денег) –  соответственно, их продукт получается дешевле.

Логика эта проста и понятна. Но не для министерства. И слова госпожи Ковалив прозвучали, как угроза для строптивых.

И вот что интересно. В сюжетах СМИ, слова замминистра на этом совещании – о «производителях, которые выбиваются» и которых «по нашей настоятельной просьбе надо проверить», – были абсолютно искажены. Авторы сообщения для прессы превратили мелких производителей в прямых фальсификаторов! Звучало это так: «Первый заместитель вице-премьер-министра Юлия Ковалив отметила, что производителей некачественного алкоголя ожидают проверки НАБУ, СБУ и прокуратуры».  Кому и зачем нужно было «рихтовать» слова замминистра таким образом, чтобы навесить на сторонников минимальной «минималки» тавро фальсификаторов, остается только догадываться. На диктофонной записи, имеющейся в редакции ПІК, смысл слов Ковалив несколько иной…

Впрочем, в ходе совещания мелкие производители, конкретно нервировали и министерских чиновников, и представителей крупных компаний, мечтающих об МРЦ на уровне 75 грн… Представители «бунтовщиков», к примеру, заявили о бессмысленности самого понятия МРЦ. И спросили – действительно ли минимальная розничная цена увеличивает поступления в бюджет?

Вопрос, прямо скажем, провокационный – данных о том, что регулярные повышения МРЦ никак не сказываются на пополнении государственной казны, полно в открытых источниках, не говоря уже об официальной статистике. И, судя по всему, в Минэкономразвития об этом прекрасно знают. Просто есть одно «но», о котором и сообщила присутствующим госпожа Ковалив:

«У нас есть поручение Премьер-министра установить цены, поэтому это политическое решение правительства. Мы сейчас с вами устанавливать или не устанавливать не дискутируем  – мы сегодня дискутируем, какую цену устанавливать».

Далее прозвучала цифра, которая должна была венчать эту удивительную «дискуссию» – 68,11 грн за поллитровку. На чем основывались эти подсчеты – неизвестно. Повторяется история с предыдущей «минималкой» в 54,90, когда в ходе судебного процесса внезапно выплыли неприятные для Кабмина подробности .

Примерно таким же образом выглядел и ответ на вопрос – правда ли, что чем выше цена, тем меньше «паленки»? Внятных аргументов Минэкономики не привело, бодро заявив, что стоит только поднять цены, как люди бросят искать чего подешевле, и послушно перейдут дорогую водку.

Этому утверждению явно противоречит продолжающийся рост смертей от употребления ядовитого суррогата. Если даже при нынешних ценах люди ищут «альтернативу» (и нарываются на подделки), то как подорожание может исправить эту ситуацию? Простая логика подсказывает, что новая «минималка» только усугубит положение, создав ажиотажный спрос на дешевую «паленку»!

Террариум единомышленников

Самыми ярыми фанатами повышения цен оказались, как всегда, крупные производители. «Монстры рынка»  выражали горячую поддержку идей Минэкономики вообще и установления новой «минималки» в частности.

Восторг давних лоббистов и инициаторов МРЦ понятен: порог в 70 гривен за пол-литра их не пугает – они, собственно, дешевле и не продают, с удовольствием перекладывая на потребителя свои рекламные бюджеты и плату за вход в крупные торговые сети. Ну, а то, что такая «минималка» уничтожит путающихся под ногами конкурентов – это, их дополнительный приятный бонус.

В свою очередь, главный адресат этих восторгов,  первый вице-премьер-министр и министр экономики Степан Кубив явно нервничал. Похоже, проблемой номер один для него была все-таки не столько «минималка», сколько «паленка» и связанные с ней отравления. Пожаловавшись несколько раз на СМИ, которые «нагнетают», к концу заседания Степан Иванович не сдержался и произнес не очень связный, но эмоционально насыщенный спич: «Я бы хотел подчеркнуть еще другое – про ваши отравления, про которые я просил бы не нагнетать ситуацию, потому что они были. Проблема эта есть, ее нужно показывать. Я бы просил не обвинять правительство, потому что есть масса нескоординированных действий, в том числе и общественных организаций и ассоциаций, которые ведут контроль вместе с органами власти – ДФС и милицией»…

В версию, подсунутую прессе, эта тирада не вошла. На роль козла отпущения и главных отравителей народа, как мы уже видели, были выбраны  мелкие компании: если в ходе совещания их упрекали только в низких ценах, то в версии для СМИ они уже превратились в «некачественных производителей», подлежащих проверке со стороны НАБУ, СБУ и прочих органов.

Конечно, проверять производителей можно и нужно. Но почему-то подозрения у чиновников вызывают только те, кто отстаивает минимальный уровень МРЦ. Именно на эти компании уже откровенно навешивают обвинения в изготовлении фальсификата! В то же время к «акулам рынка» у правительства вопросов нет. Правительство почему-то не интересуется, не перебарщивают ли владельцы «дорогих брендов» с перекладыванием на плечи покупателя своих материальных хотелок. И в подпольном производстве фальсификата их никто не обвиняет – хотя дорогие бренды подделывают с тем же успехом, что и дешевые.

Понятно, что ни пану Кубиву, ни его коллегам по Кабмину переход на «паленку» не грозит – это удел тех, кто после очередного подорожания купить больше не сможет, а пить – не бросит… И, пребывая в правительственных эмпиреях, несложно додуматься до мысли, что от подорожания водки количество фальсификата упадет, а не возрастет. И, вероятно, только в этих самых эмпиреях можно набраться нахальства преподносить  как борьбу за народное благо то, что куда больше напоминает сговор с Кабмином крупных  производителей алкоголя.

Интересно только одно: если хотя бы за полгода действия новой «минималки» количество фальсификата в Украине не уменьшится, а люди продолжат травиться «паленкой», кого в таком случае будет обвинять Минэкономики?