10:06 / 15.11.2013 Общество

«Страшилки» о Едином демреестре - глупость журналистов и экспертов

Эксперты уверяют, что все россказни о тотальной слежке и авторитарном государстве – результат некомпетентности

В стране вновь оживились дискуссии вокруг грядущего создания Единого государственного демографического реестра граждан, на которое, по информации пресс-службы Кабинета министров, МВД получит около 300 млн бюджетных гривен. Многие средства массовой информации возобновили истеричные публикации о тотальной слежке, доступности персональных данных украинцев для мошенников и прочих мнимых последствиях создания ЕГДР. Между тем, во многих государствах – как в Европе, так и в Азии, подобные базы данных уже давно и успешно функционируют и приносят пользу в разных сферах: борьбе с преступностью, предоставлении административных услуг, управлении миграцией и так далее.

Некомпетентные украинские эксперты, даже не пытаясь разобраться в вопросе, пугают общественность дилетантскими комментариями и статьями о том, что нигде в Европе подобных реестров нет. И приводят в пример Германию – там, мол, существует много отдельных реестров в разных частях федеративной республики, разные базы данных отдельных ведомств. Пишут, что немецкие правоохранители не могут найти информацию о гражданине с той легкостью, которую сулит украинский ЕГДР.

На самом же деле в ФРГ существует, по сути, единый реестр населения, а то, что его ведут отдельно в различных землях (не будем забывать, что Германия – федеративное государство) – это лишь форма построения реестра, техническая особенность. На самом же деле правоохранители страны могут без особых проблем получить нужную информацию о гражданине, отправив соответствующий запрос в базу того или иного города или другой административной единицы. Ну а пример децентрализованного сбора данных (очевидно, украинские «эксперты» имеют в виду именно это) есть и в Украине. Речь идет о регистрации транспортных средств и выдаче соответствующих документов – непосредственно регистрация происходит децентрализовано, на местах, что не мешает сотрудникам ГАИ с легкостью извлечь информацию из общей базы данных в любой точке Украины.

Как рассказал «Багнету» эксперт в сфере баз данных, в нашей стране, по сравнению с той же Германией, более демократичный подход (!) к хранению данных о гражданах. Так, в проекте создания Единого государственного демографического реестра не предусмотрено интеграции в него данных об имуществе – движимом и недвижимом, доходах гражданина, уплаченных им налогах и так далее. А технический подход к построению реестра – разветвленный по административным единицам или какой-то другой – обусловлен особенностями государства и техническими возможностями страны.  

Во многих странах Европы более жесткий подход к созданию баз данных и контролю над миграционными и общественными явлениями, чем в Украине. А так как наша страна стремится соответствовать евростандартам во всех сферах жизни, то планы по созданию Единого государственного демографического реестра более чем либеральны, заверил нас эксперт.

Кроме того, переход на биометрические удостоверения личности – это лишь вопрос времени. А применение е-паспортов без соответствующей базы данных не имеет смысла, ведь информацию о гражданине (будь то оцифрованное фото, отпечатки пальцев) необходимо хранить, чтобы можно было установить личность по предоставленному документу.

«Багнет» попытался разобраться, как ЕГДР будет функционировать в Украине и каким образом его создание приблизит нас к европейским стандартам жизни.

Как в Европе

На сегодняшний день реестры граждан успешно функционируют (и при этом позволяют эффективно экономить бюджетные средства – об этом ниже) во многих странах мира: Швеции, Бельгии, Голландии, Дании, Великобритании, Испании, Люксембурге, Португалии, Франции, Германии, Греции, Италии, Финляндии, Швейцарии, Литве, Латвии, Эстонии и других государствах. Кстати, Эстония заслуживает отдельного внимания – сегодня именно эта страна Евросоюза считается одной из самых «продвинутых» в создании электронного государства и легкости получения различных административных услуг. Как мы уже писали, в этой стране функционирует система электронных идентификационных карт, с помощью которых можно зарегистрировать бизнес, заплатить налоги, записаться на прием к доктору и даже проверить успеваемость ребенка в школе. Доступ к этим услугам эстонцы получают, не выходя из дома – с помощью специального устройства, подключенного к компьютеру, и Интернета. Такая система полностью исключает бюрократическую волокиту и практически искоренила коррупцию.

Один из наиболее весомых плюсов таких систем – возможность для государства четко распределять финансовые ресурсы, пенсии, социальные выплаты. А также – фактически искоренить подделку документов, финансовое мошенничество и нелегальную миграцию. В Украине же, на сегодняшний день, проблема липовых пенсионеров, чернобыльцев, финансовых мошенников и прочих жуликов стоит весьма остро. И приносит колоссальные убытки бюджету. Эксперты озвучивали цифру, согласно которой потери только Пенсионного фонда, из-за того, что нет прозрачного учета населения и четкой базы людей, которые действительно имеют право получать те или иные льготы и социальные выплаты, достигают 5,6 млрд. гривен в год. На этом фоне заявленные 300 млн, которые необходимы для создания ЕДГР – не такая уж и существенная сумма. Кроме того, никто не ведет учет убытков, которые терпят банки, компании и простые граждане из-за засилья поддельных паспортов и других удостоверений личности. Сегодня никого не удивишь историями о том, как мошенники берут многотысячные кредиты по поддельным или краденым документам. Они ничем не рискуют – в отсутствие единой базы данных граждан и применения биометрических данных идентифицировать преступника крайне сложно. 

Еще одна проблема: все существующие в Украине базы данных различных ведомств и учреждений лишь создают хаос. Вся Европа пользуется достоверными реестрами, а также биометрическими паспортами. Та же картина – и в развитых странах Азии.

В Азии и Америке

Одной из первых стран мира, которая перешла на принципиально новую систему идентификации личности, стал Сингапур. «Внутреннее удостоверение личности с биометрическими данными здесь было введено для того, чтобы сократить количество преступлений и мошенничества. При банковских, нотариальных операциях, продаже и покупке недвижимости. Умные люди решили сделать не подделываемый и легко проверяемый документ. Эта идея была очень быстро внедрена – развернута необходимая инфраструктура и так далее. Жители Сингапура, кстати, гордятся своими документами. Тем, что внедрили их первыми в мире (в национальном масштабе) и очень довольны эффектом, который произвела реформа. Кстати, техническим провайдером этого государственного проекта стала частная сингапурская компания», - рассказал «Багнету» эксперт в области биометрических технологий. База данных 12 млн человек создана в Непале: там в течение трех лет планомерно фиксировали биометрические данные всех избирателей – 14 ноября власти страны заявили о предварительном завершении этого масштабного проекта.

Интересен опыт применения баз данных и биометрической идентификации в Аргентине. Там, по данным портала biometrics.ru, проведена е-идентификация миллиона пенсионеров. Теперь они могут получать свои выплаты, отсканировав отпечатки пальцев. Такая практика удобна и гражданам, и государству – мошенничество становится невозможным, а идентификатор нельзя ни передать, ни «подарить» постороннему лицу.

Визовый вопрос

Кстати, некоторые эксперты, которые называют неправомерным и опасным использование биометрических данных и внесение их в реестр опасным и «корупциогенным», откровенно лукавят. Ведь большинство из них регулярно бывают в США и Великобритании. А ведь посольства этих стран требуют у претендентов на визу отпечатки пальцев и в дальнейшем хранят их в своих базах данных. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, у приезжих сканируют сетчатку глаза и хранят эти данные в специальной базе. Кстати, в Германии, которую так любят приводить в пример истеричные украинские «эксперты», да и на территории всей Шенгенской зоны, все въезжающие на эту территорию граждане автоматически попадают в базу данных, в которой содержится огромное количество информации о гражданине. Паспортные данные, идентификационный номер, информация о доходах, выписки с банковских счетов, данные об уплаченных налогах, семейном положении и так далее. Словом, весь тот массив информации, который требуют предоставить европейские дипломаты при оформлении виз. Почему-то этот вопрос не задевает господ «экспертов», и никакого тоталитаризма и слежки в данном случае они не видят…

Кроме того, не секрет, что внедрение системы электронных паспортов – одно из требований Евросоюза в рамках диалога о либерализации визового режима.