09:05 / 11.03.2013 Общество

Хамство водителей и пробки: почему умирают украинцы

Топ-5 причин опоздания «скорой помощи»

В свете недавних законодательных нововведений тема опозданий «скорой помощи» в Украине находится под пристальным вниманием общественности. В частности, бригады «неотложки», так называемой «экстренной медицинской помощи», должны успевать к пациентам, живущим в черте города, за 10 минут, а к сельским жителям – за 20 минут. Ввиду неблагоприятных метеорологических условий, сезонных особенностей, эпидемиологической ситуации и состояния дорог к нормативу добавляется еще 10 минут. Но даже при отсутствии глобальных природных катастроф, повальных эпидемий и прочих обстоятельств непреодолимой силы долгожданные «скорые» не успевают оперативно добраться до пациента. И на то есть очень много причин помимо скудного финансирования, дефицита лекарств и бензина.

Причина первая: хамство водителей

Совсем недавно ГАИ начала серию рейдов под общим названием «Внимание! Спецсигнал». Первоочередной целью этих операций является выявление водителей, которые не пропускают автомобили «скорой помощи», спешащие к пациентам. Результат этих рейдов оказался плачевным. Например, 7 марта в Киеве, по данным пресс-службы столичной Госавтоинспекции, только за один час один из экипажей зафиксировал 6 водителей, которые не уступили дорогу «неотложке». То есть драгоценное время потеряло как минимум 6 человек. Выражаясь языком закона, это нарушение пункта 3.2 ПДД, за которое предусмотрено наложение штрафа в размере от  510 до 680 гривен. С точки зрения человеческой морали иначе как циничным хамством такое поведение назвать сложно. Конечно, мало кто из автолюбителей представляет себя на месте пациента, жизнь которого зависит от нескольких минут, потраченных врачами. Конечно, можно сколько угодно ругать власть и нерасторопных врачей, упорно игнорируя мчащуюся на всех парах «скорую». Но вот спасет ли это умирающего ребенка или роженицу, которые не дожидаются помощи из-за слишком принципиального или равнодушного участника дорожного движения?

Причина вторая. Плохие дороги

То, что асфальт на украинских дорогах растаял едва ли не раньше, чем снег, наверное, не заметил только ленивый. Эта катастрофическая ситуация не самым лучшим образом отразилась и на работе «скорой помощи». Даже в больших городах скорость движения существенно снизилась из-за многочисленных ям и выбоин. А уж о сельской местности и говорить нечего. Проблему заметили и в Минздраве. На очередном заседании оперативного штаба по реализации Закона «Об экстренной медицинской помощи» в регионах, выяснилось, что бригады не укладываются в нормативы, передвигаясь по «послевоенным» дорогам. «Для обеспечения своевременного проезда автомобилей «скорой помощи» по вызову регионам было предложено составить и подать в штаб перечень автомобильных дорог городского и регионального значения, которые требуют немедленного ремонта, а также представить необходимую для этого смету»,- говорится в итоговом отчете участников заседания. Впрочем, дальнейшее развитие ситуации не зависит ни от министра охраны здоровья, ни от водителей стареньких автомобилей «скорой», ни от врачей.

Проблема третья: пробки и навигация

Эта проблема, конечно, наиболее актуальна для столицы и областных центров. Впрочем, от пробок не застрахован никто. Но вот система оповещения о заторах работает, так сказать, на общественных началах. В небольших городках, как правило, пробки бывают редко, а водители «неотложки» волей-неволей изучают объездные пути и самые удаленные улочки. Казалось бы, GPS-навигаторы могли бы стать спасением. Вот, например, в Днепропетровской области 100% автомобилей «скорой помощи» ими оснащены. Но, во-первых, данных о том, что такими гаждетами располагают абсолютно все бригады Украины еще не поступало, а Минздрав по этому поводу просто отмалчивается. А во-вторых, системы GPS-навигации в нашей стране работают далеко не так, как хотелось бы. Сами врачи на условиях конфиденциальности рассказывают, что навигаторы усложняют их работу.

Проблема четвертая: дефицит кадров

В отечественной медицине существует дефицит квалифицированных кадров. В частности, с принятием нового закона обострилась потребность в повышении квалификации врачей и фельдшеров по неотложным состояниям и фельдшеров по неотложным состояниям. Впрочем, это еще не все. Специалисты, которых и так в обрез, вынуждены обслуживать огромное количество пациентов. Показательной в этом случае является ситуация в Запорожской области. В этом регионе одна бригада медиков на двух автомобилях (один из которых является резервным и «дышит на ладан) вынуждена помогать жителям трех населенных пунктов. Результат: врачи либо критически опаздывают, либо вообще отказываются выезжать, что ведет к человеческим смертям.

Причина пятая: Человеческий фактор

Новый закон в числе прочего обязывает диспетчеров ранжировать вызовы на «срочные» и «несрочные». И как раз здесь коварный человеческий фактор, обычная ошибка живого человека, может стоить жизни. Показательна в этом плане работа системы 112 (якобы аналога широко известной 911), которая должна была нормально функционировать еще во время ЕВРО-2012. Расследование «Багнета» показало, что эта служба не спасает даже в некритической ситуации. Да, в диспетчерских службах «скорой» звонки принимают не роботы. Да, оператор может устать, заболеть, растеряться, что-то пропустить. Но сама организация их работы оставляет слишком много шансов для разгула человеческого фактора.

Этот список проблем можно продолжать еще очень долго. И именно из-за них профессиональная и действительно неотложная медицинская помощь является одним из 10 элементарных благ цивилизации, которые не доступны украинцам.  

Валентина Дудко