14:31 / 05.02.2013 Общество

Останки французских солдат хранятся в мешках под забором (ФОТО)

Более месяца в Севастополе не могут решить судьбу останков французских солдат

В понедельник, 4 февраля, на аппаратном совещании в Севастопольской городской госадминистрации подняли вопрос о судьбе останков солдат французской армии, которые нашли в канун Нового года на одной из строек города.

Первый заместитель председателя СГГА Сергей Савенков напомнил, что в администрации существует комиссия по увековечиванию памяти жертв войны и политических репрессий и поручил председателю этой комиссии Ирине Заец вместе с руководством и специалистами Музея героической обороны и освобождения Севастополя провести заседание и тщательно во всем разобраться. «Нужно отнестись к этому делу с должным вниманием», - подчеркнул он.

Очередное воинское захоронение времен Крымской войны было обнаружено в Севастополе во время рытья котлована под строительство жилого дома на берегу Камышовой бухты. Экскаватор вывернул своим ковшом из земли человеческие останки. Их заметили жители соседней пятиэтажки и сообщили местным поисковикам. Активисты объединения поисковых отрядов «Долг» вызвали на место находки сотрудников милиции и бригаду криминалистов.

Это произошло еще накануне Нового года, 31 декабря. После праздников поисковики приступили к изучению найденных останков. Они представляли собой фрагменты тел восьми человек. Шестеро мужчин и девушка погибли в возрасте не старше 25 лет. Останки восьмого человека, по всей видимости, принадлежат мужчине в возрасте 45-50 лет.

Первоначально поисковики предположили, что это останки советских или немецких солдат времен Великой Отечественной войны. По их словам, кости и черепа, которые вывернул из земли экскаватор, были обгоревшими и завалены обгоревшими камнями, поэтому первой пришла такая мысль.

Строительные работы временно приостановили, и на место находки приехали сотрудники Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. При более детальном осмотре котлована были обнаружены пуговицы от шинели, которые носили солдаты 39-го линейного пехотного полка французской армии периода Крымской войны и первой обороны Севастополя.

По словам ведущего научного сотрудника Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Павла Ляшука, шинель солдата 39-го линейного полка французской армии была на молодом мужчине, о чем говорили его целые крепкие зубы.

– Сохранилось шесть пуговиц с номером 39, два крючка от шейного воротника шинели и одна маленькая пуговице на кожаном клапане. На костях – окись зеленого цвета от пуговиц. Все, что ниже ключицы – попало в обрез котлована, то есть было уничтожено строителями, – рассказал Павел Ляшук.

По мнению историков и сотрудников музея, скорее всего – это санитарное захоронение французов. Во время первой обороны Севастополя именно на берегу Камышовой бухты был расположен лагерь французских войск, в котором работали трактиры, магазины, театры и даже публичные дома. На картах тех лет видно, что на этом месте стояли госпитальные палатки. Поэтому можно предположить, что там же хоронили умерших от ран и болезней солдат и офицеров.

Стоит отметить, что после Крымской войны на севастопольской земле остались десятки французских захоронений. По разным данным, общие потери французов в период боев за Севастополь составили от 45 до 95 тысяч человек.

До сих пор не решено, кто будет заниматься перезахоронением найденных останков. Они сложены в пластиковые мешки под забором стройки, а тем временем строительные работы продолжаются. Вырыт котлован, на заборе, ограждающем его, вывешен плакат с объявлением о продаже квартир в будущем доме и устанавливается башенный кран.

Ни сотрудники Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, ни поисковики не планируют заниматься судьбой останков французских солдат. По их мнению, решать эту проблему должны городские власти. Как сказал ведущий научный сотрудник Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Павел Ляшук, «музей этим не занимается. И мы не обязаны были вообще туда ехать. У нас в функциональных обязанностях это не прописано».

А участники севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» занимаются захоронением останков только советских солдат. Кроме того, их пугает возможность неизвестных инфекций на месте находки останков, ведь умирали они в том числе и от холеры. По словам председателя объединения «Долг» Марины Гавриленко, она «не имеет права посылать своих людей на кладбище».

– Это однозначно захоронение, которое может быть инфекционным, – сказала она. – Такие вопросы должна решать государственная администрация, а не общественная организация и музей.

В 1863 году французы приобрели под Севастополем около гектара земли, купив ее у русского генерала Августа Бракера, и построили воинский некрополь. Там они захоронили своих воинов, включая нескольких генералов. Возле входа в некрополь стоял двухэтажный дом, в котором до 1917 года жил французский вице-консул в Севастополе, который по совместительству являлся смотрителем кладбища, а затем, до 1941 года – сторож. На ограде некрополя имелась мраморная доска с надписью на французском и русском языках: «Французское кладбище 1854–1855 гг.» и «Земля Французской Республики».

В первой половине 50-х годов прошлого столетия бывший дом смотрителя, часть ограды и несколько саркофагов местные жители растащили на стройматериалы, а в 1982 году часовню и склепы варварски уничтожили по указанию председателя горисполкома Севастополя.

В начале 2000-х годов на средства Французской Республики в районе 5 км Балаклавского шоссе на территории бывшего французского воинского некрополя был построен мемориальный комплекс. Осенью 2004 года французская делегация во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Франции в Украине приняла участие в его открытии.

Самым логичным решением было бы перезахоронить на его территории найденные в Камышовой бухте Севастополя останки французских солдат. Скорее всего, этим вопросом будет заниматься Посольство Французской Республики в Украине.

Алексей Медведев

Фото автора