10:04 / 25.09.2012 Общество

Из-за бездеятельности властей жители Григорьевки и Веселянки Запорожского района пьют отравленную воду

Жизнь людям отравляет не только шламонакопитель «Запорожстали» и алюминиевого завода

Больше 50 лет назад в этих краях (это Запорожская область) в колодцах у людей была чистая, вкусная и полезная вода. Но в 60-х годах прошлого века, в период активного роста промышленности в регионе, 170 гектаров сельскохозяйственных земель Григорьевского и Новоалександровского сельских советов было отдано под шламонакопитель «Запорожстали» и Запорожского алюминиевого комбината. Такое соседство и привело к тому, с годами все подземные воды в округе стали отравлены.

Единственным источником питьевой воды много лет был водопровод, который провели сюда за собственные средства указанные предприятия. Но вся беда в том, что по селу он проложен из асбестоцементных труб диаметром 100 мм. По нынешним нормам и стандартам, принятым лет пять назад, использовать такие трубы для прокладки водопровода вообще запрещено. Да и десятилетия эксплуатации привели к тому, что водопровод в Григорьевке часто выходит из строя, поэтому обеспечивать необходимое давление в трубах не получается. Сегодня сюда водопроводную воду подают только раз в неделю и то на несколько часов.

Кстати, как рассказывают местные жители, два года назад районная санитарно-эпидемиологическая служба провела санитарное обследование питьевой водопроводной воды села Григорьевка. Вывод специалистов был шокирующим. Вода, которую местным жителям приходится употреблять, является опасной и может стать причиной возникновения вспышки инфекционной заболеваемости.

Еще хуже ситуация с колодезной водой. Проведенные еще в 2008 году исследования показали, что эта вода отравлена солями тяжелых металлов. Местные жители грустно шутят, что в воде из колодцев «плавает вся таблица Менделеева». А поскольку это чуть ли не единственный постоянный источник воды, люди, особенно старшего возраста, вынуждены ее употреблять. Ею же поят скот, поливают огороды, используют для технических целей. Правда, те, кто помоложе, и у кого есть транспорт, привозят питьевую воду из города. 

Сегодня металлургические предприятия продолжают использовать и накапливать отходы производства невдалеке от Григорьевки и Веселянки. Их руководители, судя по всему, не сильно переживают, каким образом живется людям на отравленных землях без питьевой воды. Похоже, не сильно заботит судьба жителей этих сел и председателя Григорьевского сельсовета Евгения Проценко, который, кстати, обещал решить эту проблему. Прошло уже два года его «руководства», но дело это абсолютно не сдвинулось с «мертвой точки». А наоборот, стало хуже.

По словам местных жителей, раньше, когда председателем был Сергей Кущ, сельсовет заключил договор с водоканалом на подвоз питьевой воды в бочках. И хоть это было связанно с дополнительными расходами для бюджета села, по крайней мере, у людей было возможность пить нормальную воду. Последние годы и этого не делается, и новый водопровод не построили. Более того, молодому председателю даже не удалось сохранить, что было построено до него: расширительную емкость водонапорной башни ушлые «бизнесмены» демонтировали, люки водопроводных колодцев украдены, сами они раскурочены и в них часто тонут местные коты и собаки (см. жуткие фото ниже). 

Кстати, в последние годы в этих селах медики констатировали всплеск онкологических и сердечнососудистых заболеваний. Как рассказал житель села Александр Дидух, фактически в каждом втором доме на улице Ленина у кого-то из семьи выявлен рак, маленькие детки болеют, а медики не всегда даже могут диагностировать заболевание. Естественно, такое положение люди напрямую связывают с функционированием шламонакопителя.

Странное спокойствие при всем этом сохраняют местные власти, которые, по мнению людей просто не хотят замечать беду жителей. По словам людей, на неоднократные их призывы к главе райсовета Ивана Гоменюка решить эту проблему, слышат неизменное «мы обязательно все сделаем». В подобном стиле ведет себя и областная власть. Да вот проходят годы, а вопрос ни как не решается. Понятно, что люди разочарованы и от них уже не ждут помощи.

Получить комментарии по «водной» проблеме Григорьевки от председателя сельсовета Проценко тоже оказалось делом непростым. Только после довольно оживленного диалога с Проценко по телефону (на рабочем месте застать его практически не возможно), его все-таки удалость «выловить» в соседней Веселянке и задать несколько «неудобных» вопросов.

«Что значит, люди травятся водой? У вас есть анализы того, что течет из кранов? Вода один раз вдень потому, что идут незаконные поливы. Есть ответ прокуратуры, что незаконно в нашу ветвь подключено 14 дачных кооперативов. Я не являюсь поставщиком питьевой вод! Мы писали письма в водоканал и нам ответили, что они у них нет возможности развозить воду по селу», - ответил Евгений Проценко.

«И вообще, вы не вправе контролировать мою деятельность. У меня приемные часы с 8 до 12 в понедельник, а вы приехали в среду. Кроме того, жалоб о том, что меня нет на рабочем месте, в сельсовет не поступало», - в завершении «конструктивного» диалога заключил «деятельный» председатель.

После общения с председателем Проценко стало понятно, что не только шламонакопитель отравляет жизнь людям. Очевидно, что с таким «рвением» решать наболевший вопрос жителей он не решится еще очень долго. Именно поэтому кандидат в народные депутаты по 82 избирательному округу Александр Драников на встрече с жителями Григорьевки и Веселянки предложил совершенно другой план решения проблемы водоснабжения. Для начала, при поддержке Драникова, были взяты пробы водопроводной и колодезной воды и отданы для полного анализа в две лаборатории Запорожья. После получения официальных результатов он будет добиваться от властей немедленного решения вопроса водоснабжения. Кстати, в следующем материале мы расскажем, что же на самом деле вынуждены пить жители Григорьевки и Веселянки.

Напомним, это далеко не первый вопрос, который не может решить для людей председатель сельсовета Евгений Проценко. Недавно «Багнет» писал, что жители села Григорьевка доведены до отчаяния, потому что местные власти на протяжении нескольких лет не могут провести в дома газ.