15:39 / 21.11.2019 Политика

Как соврал министр Загороднюк

Со следующего года реформа питания в ВСУ поголовно изгоняет частные компании. И стандарты НАТО

Когда в июле текущего года административный суд города Киева признал недействительным приказ Министерства обороны о переходе воинских частей (учреждений, заведений) Вооруженных сил Украины на систему продовольственного обеспечения по применению каталога продуктов питания, то МО обещало отстаивать свою позицию в суде же. «Министерство обороны Украины в установленном порядке обжалует данное постановление, и в дальнейшем будет отстаивать интересы Вооруженных Сил в судебных инстанциях».

Но когда суд после обжалования МО подтвердил свое постановление, МО начало действовать по своим законам. 5 ноября министр подписал «окреме доручення» №14955/з/3, которым вменяет «организовать до 01.03.2020 питание личного состава в военных частях (учреждениях, заведениях) Вооруженных Сил Украины с применением каталога продуктов питания». Это как если бы суд запретил строительно-монтажному управлению копать котлован под строительство дома в сквере, а начальник СМУ выдал бульдозеристам «отдельное поручение» копать котлован, но с такого-то числа.

В поручении министра прямым текстом вменяется организовать «введение в штаты (штатные расписания) воинских частей (учреждений, заведений) Вооруженных Сил Украины должностей специалистов продовольственной службы и обслуживающего персонала (выделено нами – Ред.) без общего увеличения штатной численности Вооруженных Сил Украины». Если перевести это на понятный язык, то военных снова будут кормить повара из солдат.

Когда на рубеже 2007-го тогдашний министр Анатолий Гриценко начал перевод армии на питание по принципу аутсорсинга, он говорил о переходе на стандарты НАТО. И сегодня в Минобороны утверждают, что система каталога «была разработана в соответствии со стандартами НАТО и передовых стран мира». Да, в странах Североатлантического блока, как и положено демократическим государствам, не существует единого стандарта организации питания военных. Но было бы просто интересно посмотреть на хоть одну армию Альянса, где на кухне орудуют черпаками солдаты срочной службы, а картошку в подсобке чистят они же. Помилуйте, но это лютый и голимый совок, это возвращение в эпоху «зачем нам «Пэтриоты», у нас «Калашников» рельсу пробивает».

Кстати, именно этот совок и губил аутсорсинг. Почему армейские чины заключали договора с выигравшими тендеры компаниями на год? А потому что откаты брать лучше раз в год, чем раз в пять лет! И пусть бы умники из проектного офиса реформ Минобороны, замутившие этот каталог, сперва спросили: а сколько работает с Министерством обороны США и Армией США (это у них не одно и то же) цивильная фирма KBR? И им бы ответили: с 1992 года.

Потому компания на аутсорсинге, отвечающая за питание, отвечает не только за цикл доставки продуктов и приготовление пищи, но и за всю инфраструктуру: столовые, камбузы, кухни, холодильники, кухонное оборудование и т.д. И если бы в нашей армии до войны думали головой, а не совковой головой, то они бы понимали, что нормальная фирма не станет делать евроремонт пищеблока и закупку туда финского оборудования, если через год она может и не выиграть тендер. Любые значительные бизнес-проекты требуют долгосрочных инвестиций и, естественно, долгосрочных гарантий. Ну, а уж такая штука, как реформа питания целой армии, - тем более.

Но мы же с ленинских времен любим идти своим путем. Сперва согласились на «стандарты НАТО», внедрение которых загубили жадностью генералы, которые Буденного видели, но все в кабинетах сидели; а когда пришла война, а с нею – «молодое поколение реформаторов» во главе с так и не посаженным (отнюдь не в кабинет) Юрием Бирюковым, то не придумали ничего лучшего, как погнать на кухню солдата. Да, они мотивировали «реформу» тем, что по каталогу ассортимент продуктов стал шире.

Но если за гражданской фирмой военные устанавливали тотальный контроль качества и количества, то мы можем себе только представить, что происходит с этим расширенным ассортиментом за забором в/ч, не говоря уже о том, что может наварганить из этого ассортимента солдат с поварешкой.

Тем более, что никто не застрахован от новых «окремих доручень». Так, из достоверных источников стало известно о подготовке документа, по которому военные сами будут менять неприкосновенный запас. Для непосвященного это мало о чем говорит, но знающие понимают: это значит, что в армейский котел снова пойдут снятые с хранения в качестве НЗ крупы, мука, мясо, да и тушенка – не пропадать же. Если это реформа, то это реформа отмывания денег.

В декабре 2015 года, когда эксперимент с каталогом только-только начал внедряться (опыты ставили на двух частях), тогдашний глава проектного офиса реформ Министерства обороны, а ныне министр обороны Андрей Загороднюк (теперь понятно, откуда ноги растут у «окремих доручень»?) рассказывал, как он ездил за опытом в страны НАТО.

«Недавно я был на огромной военной базе армии США в Германии, и там работает точно такая же система, которую предлагает проектный офис реформ (истерический смех в зале – Ред.). В Военной академии Великобритании организация питания - такая же. Военные повара занимаются приготовлением пищи, а все подготовительные работы, уборка, обслуживание оборудования осуществляет штат гражданских специалистов», - заявил Загороднюк, искренне считающий, видимо, украинскую аудиторию за идиотов. В Королевской военной академии пищу готовят что, ее курсанты? А как насчет всего остального исключительно на аутсорсинге?

Он тогда и о нем заявлял. «Но в рамках аутсорсинга в Украине на все воинские части страны работает всего лишь четыре компании! Это и есть фактическая монополизация рынка», - возмущался реформатор. Возмутимся и мы: во-первых, монополия, это присутствие на рынке одной компании, во-вторых, кто запрещает Минобороны запустить на рынок 10, 100 компаний?

«Мы не против аутсорсинга в принципе», - также сказал, соврамши, Загороднюк, ибо последним своим «особливим дорученням» изгнал аутсорсинг совсем, вменяя перевести на каталог все части ВСУ.