15:30 / 06.05.2014 Политика

Рада продолжает маневры на пороховой бочке

Верховная Рада на закрытом заседании отказалась проводить опрос и прогнала коммунистов

Хотя закрытое заседание Верховной Рады во вторник, 6 мая, было посвящено «силовикам», на самом деле депутаты собрались для решения принципиального вопроса: кто контролирует Юго-Восток? Несмотря на АТО, мятежные регионы остаются лакомым куском в электоральном плане, а очевидные просчеты в действиях силовых структур существенно меняют силовой расклад как во власти, так и в оппозиции.

Пункт первый – кадры. Невнятные слухи об отставке Александра Турчинова хотя бы с одного из двух занимаемых постов превратились в конкретную инициативу, озвученную пикетом «АвтоМайдана» под Верховной Радой. Судя по всему, кадровые решения обсуждались, и на высоком уровне. Если «регионал» Николай Левченко закономерно призвал отправить в отставку Александра Турчинова, Валентина Наливайченко и Арсена Авакова, то Петр Порошенко сдержанно заметил, что к Турчинову есть вопросы, но сейчас не время таких отставок, это ослабит страну, надо дождаться избрания президента.

Откровеннее высказался народный депутат «Батькiвщини» Андрей Павловский, что разговоры о замене Турчинова на Порошенко были, но, хотя претензии к работе Турчинова есть, сейчас нельзя играться в отставки. После чего парламентарий эмоционально упомянул о сговоре олигархов в Вене (в прошлые выходные), о смене позиции фракции УДАР по всеукраинскому опросу. Судя по этим и другим высказываниям, Александр Турчинов действительно вызывает серьезнейшее недовольство, но, помимо этого, он отличная разменная фигура: отставка в обмен на поддержку опроса. Время Турчинова как и. о. президента Украины истекает, его попытки (как предполагают многие) закрепиться на посту спикера, в том числе, и потакая радикализации Верховной Рады, вызывают обеспокоенность. Если Александр Турчинов и удержался в своих креслах, то с большим трудом. И в оставшиеся до истечения полномочий дни он становится зависимым от парламентской коалиции, которая разваливается на глазах. Контролировать Юго-Восток он не в состоянии, но и отдавать его на откуп не желает, зато не против контролировать коалицию.

Как Юго-Востоку «презентовать» новое мышление

Пункт второй – война. Очевидно, что, если сепаратисты так многочисленны и так хорошо подготовлены, как об этом повествовал во время подхода к прессе и. о. министра обороны Коваль, речь может идти не о террористической операции, а о боевых действиях. Но и о. президента Украины проблематично объявлять военное положение и начинать полномасштабную войну. Грубо говоря, это может спровоцировать открытый бунт армии.

Вместо этого Александр Турчинов оперирует исключительно Нацгвардией, некоторыми частями Вооруженных Сил, подразделениями МВД и СБУ, то есть, теми структурами, которые, так или иначе, подконтрольны людям «Батькiвщини». Если верно то, что провокации устраивает Россия, логично было бы бросить клич «Родина в беде!» и ввести прямое президентское правление, создать триумвират, то есть, любыми способами продлить свое пребывание у власти. Война есть война.

Вместо этого, параллельно активным действиям «силовиков» на Юго-Востоке Украины, идет форматирование местных властей в мятежных регионах, но не в режиме войны, а в режиме АТО, более мягком. Вероятно, перед силовыми структурами ставятся точечные задания, и внеочередное заседание парламента потребовалось для того, чтобы напомнить, кому они подчиняются. И заодно разделить ответственность. Но все может кардинальным образом измениться, если Турчинов успеет сформировать новые батальоны в структуре Минобороны.

Классический прием рейдерства – «размывание контрольного пакета», ввод своих фигур в армейское руководство. Рычагом воздействия на местные власти должен был бы стать консультативный опрос 25 мая. Получив результат, центральная власть могла бы опираться на него, без АТО воздействуя на местные власти, или итоги опроса были бы аргументом для разворачивания АТО в полномасштабные боевые действия.  Потому что, как отметил глава СБУ Валентин Наливайченко, «мирное население (на юго-востоке – Авт.) находится под информационным давлением и не доверяет властям и подразделениям, участвующим в АТО».

Иными словами, перетащить местных на свою сторону сложно. И, если предполагать открытое вторжение России, то надо превентивно объявлять военное положение, так как, юго-восток может сыграть против Украины. Вместо этого, Верховная Рада фактически была поставлена перед выбором: или опрос – или усиление АТО. Понятно, что опрос задним числом легитимизует АТО. И это-то соображение вызывает особую обеспокоенность как депутатов, так и, по непроверенным кулуарным данным, и губернаторов-олигархов. По словам Андрея Сенченко, идею опроса поддержали не более 150 депутатов, но, мотивация такова, что, «в такой обстановке нет уверенности в подлинности результатов», кроме того, «мы не можем гарантировать безопасность ни избирателей, ни членов избиркомов».   Но очередные выборы «как-то проводить будем». Что и требовалось доказать.

В следующий раз парламентарии соберутся во вторник, 13 мая.