09:30 / 24.11.2011 Политика

Валерий Коновалюк: «Пока социальные реформы провалены»

Политик рассказал о своем видении того, как можно выполнить программу экономических реформ Президента

Валерий Коновалюк давно известен законодательными инициативами в социальной сфере. Им зарегистрировано свыше 24 законопроектов по этому вопросу. Как показали события нынешней осени, неразбериха в социальном обеспечении населения способна спровоцировать массовые народные волнения и забастовки, прокатившиеся по всей Украине. Валерий Коновалюк рассказал о своем видении того, как можно выполнить программу экономических реформ Президента в части наведения порядка в социальной защищенности украинцев.

Корр.: Еще 1 марта 2011 г. вы с депутатами из других фракций зарегистрировали законопроект №8178 «Об использовании электронных социальных карт при предоставлении и получении льгот, услуг, выплат и других социальных гарантий». Разговоры об этом ведутся давно, но никто не брал на себя ответственность закрепить инновацию на законодательном уровне. Насколько он важен для общества?

Валерий Коновалюк: На сегодняшний день это один из стратегических законопроектов, который важен для большей части населения страны. Посмотрите, какие огромные проблемы возникли в связи с ограничением льгот для афганцев и чернобыльцев. Настоящий социальный взрыв.

Когда я разрабатывал законопроект о социальной карте, я пытался найти решение всем существующим социальным проблемам, сделать более эффективную систему государственных гарантий и обеспечения льгот нашим гражданам.

Корр.: В чем его сложность?

В.К.: В том, что за 20 лет существования государства Украина, к сожалению, по разным политическим причинам было принято очень много различных нормативно-правовых актов, которые привели к тому, что у нас образовалось, по разным оценкам, от 13 до 20 млн. льготников. Ежегодно бюджет тратит на них 40-45 млрд. грн. Количество видов льгот – 2285. Практически никто не просчитывал экономические последствия бездумного регулирования социальной сферы.

Необходимость социального обеспечения тех же афганцев и чернобыльцев Украине досталось от СССР – как последствия деятельности или бездеятельности прежних руководителей. Так или иначе, необходимо создать условия для наших граждан, пострадавших не по своей вине, и которых наше государство должно защищать и обеспечить нормальный уровень жизни.

Всем понятно, что в ситуации с постоянным бюджетным дефицитом удовлетворить всех льготников Украина не в состоянии. Представьте себе, что при 46 млн. населения, треть или половина людей – это льготники. Какой бюджет это выдержит? Регулярно брать взаймы у МВФ на подобные цели – путь к дефолту страны. Поэтому в социальной сфере следует немедленно наводить порядок.

Корр.: Как образом можно навести порядок?

В.К.: Деньги выделяемые Украиной на социальную защиту распределяются непрозрачно, а несовершенство системы распределения социальных льгот в Украине было и пока остается благодатной почвой для злоупотреблений в бюджетной сфере.

Реформирование социальной поддержки, кстати, заложено и в Программе экономических реформ Президента Украины на 2010-2014 гг. Среди необходимых мер – формирование системы, при которой социальная поддержка будет доходить четко до адресата. Для этого надо объединить все виды социальной помощи в единую программу социальной защиты, которая будет сугубо адресной, и рассчитываться с учетом доходов населения. Следует создать единую базу получателей всех видов социальной поддержки во всех профильных государственных ведомствах, реестр и систему электронного учета.

Как указано в Программе экономических реформ, одна из главных проблем социальной защиты населения – низкий уровень обеспечения малоимущих граждан социальной поддержкой. Менее 23% только от прямых социальных выплат поступают к малоимущим гражданам, а 77% направляются населению с более высоким уровнем доходов. Президент определил, что в результате реализации программы удельный вес денег, выделяемых на соцзащиту бедным, увеличится с 23% до 50%.

Несправедливо распределяются государственные социальные трансферты, то есть средства, которые передаются из государственного бюджета в местные бюджеты в виде дотаций, субсидий и в других формах.

Если навести порядок в распределении денег на социальную поддержку, то бюджет Украины сможет сэкономить до 10 млрд. грн. в год. При том, что все кто действительно нуждается в социальной защите – получат ее в полном объеме.

Корр.: Ну и замечательно. Проблемы диагностированы, цели ясны, задачи поставлены. Почему тогда на конец 2011 г. не сделаны реальные шаги по решению вопроса?

В.К.: Реальные шаги делаются. Зарегистрирован, как уже говорилось, законопроект о внедрении электронной социальной карты и общегосударственной автоматизированной системы – инструментов, которые позволят реализовать президентскую программу. Более того, ряд отечественных компаний вместе с НАН Украины, Минсоцполитики, НБУ, ПФУ технически и концептуально разработали проект по запуску соцкарты. В этом году должен был быть проведен эксперимент в четырех областях.

Но, как только мы начали продвигать в парламенте законодательные инициативы, вдруг создается так называемая Межведомственная комиссия при Министерстве финансов по внедрению электронной социальной карты. В ее состав в качестве советника почему-то попадает гражданин иностранного государства, некий Борис Вольпе из России. Этот Вольпе – вице-президент одной частной иностранной компании. Не хочу сейчас упоминать ее название, но это безоговорочный факт.

У меня возникает очень простой вопрос. Как в состав ГОСУДАРСТВЕННОЙ комиссии Украины вдруг смог попасть иностранный гражданин, представитель потенциально заинтересованной иностранной компании Борис Вольпе?

Редакционная справка:

Борис Вольпе работал в ряде коммерческих компаний, в 2010 г. стал вице-президентом по маркетингу и развитию бизнеса компании ОАО «Ситроникс», входящей в Акционерную финансовую корпорацию «Система» (Россия). «Ситроникс» – поставщик решений в сфере телекоммуникаций, информационных технологий и микроэлектроники. «Ситроникс» стал фигурантом скандалов в России, связанного с проектом Социальная карта москвича. Как пишут российские СМИ, «отцу» социальной карточки москвича, экс-начальнику московского метрополитена, члену совета директоров «Ситроникс» Дмитрию Гаеву «светит» до 10 лет тюрьмы. Сын Гаева – Владимир – является генеральным директором «Ситроникс Смарт Технологии». В бегах еще один «подельник» по проекту СКМ – глава «Банка Москвы» Андрей Бородин покинул Россию перед предъявлением ему обвинения в незаконной выдаче кредита.

Чистый убыток «Ситроникс» по US GAAP в первом полугодии 2011 года в годовом исчислении уменьшился на 38% и достиг $34,5 млн.

 

Корр.: И каковы результаты деятельности это комиссии? Что было сделано для внедрения социальной карты?

В.К.: По сути ничего. 

Когда в Межведомственную комиссию поступает предложение по реализации проекта на основе отечественных разработок, на основе Национальной системы массовых электронных платежей, о которых говорилось выше, это предложение полностью игнорируется. Идут ссылки на какое-то указание из Минфина…

Что это за указания из Минфина? Это что, опять распределение денег налогоплательщиков непубличным путем? Это опять под иностранную компанию готовятся какие-то нормативно-правовые акты?

Вы спрашиваете: что в итоге сделано? НИЧЕГО. В итоге уже год ведется бюрократическая переписка между ведомствами, пустые дебаты, перетягивание каната между Минфином и Минсоцполитики. Тормозится принятие законопроекта.

Вот вам факты бездействия этой комиссии. Во-первых, в июне 2011 г. Кабмин отменил постановление о проведении экспериментов. Во-вторых, в середине ноября на заседании правительства был утвержден проект Указа Президента о передаче полномочий Минфина по внедрению соцкарты в адрес Минсоцполитики. Это вполне логичный шаг, за который я всегда выступал. Ведь именно это министерство реализует политику социальной поддержки населения, но целый год бездействия разве это оправдывает?

Корр.: Да, время упущено. Успеет Украина его наверстать?

В.К.: Безусловно. Но, к сожалению, социальное напряжение в обществе уже нынешней осенью накалилось до предела. Повсеместные забастовки афганцев, чернобыльцев и других льготных категорий. Суды не справляются с исками пенсионеров, чернобыльцев и т.п. О невыполнении решений судьи и Европейского суда по правам человека уже громко заявляла Парламентская ассамблея Совета Европы. Недавно в СМИ премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что в бюджете нет средств для выплат по решениям судов ликвидаторам и пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС. Мол, исполнительная служба списала со счетов Пенсионного фонда большую сумму, при этом значительная доля исков по судебным решениям еще не выполнена. По его данным, в этом году со счетов Пенсионного фонда было списано более 6 млрд. грн. Люди, имеющие статус ликвидаторов или пострадавших в результате аварии на ЧАЭС массово стали выигрывать судебные процессы против государства, в результате чего теперь из бюджета они должны получать значительные суммы, которые накопились за многие годы.

При этом из-за ряда чиновников, например, того же экс-замминистра финансов и директора Департамента финансов социальной сферы Минфина Александра Шнипко, процесс наведения порядка в социальной сфере постоянно тормозится. Почему активно изучается опыт не украинских, а иностранных компаний, под которые из бюджета планировалось вынуть 4 млрд. грн.?

Корр.: Ну проблема выбора между национальными и иностранными производителями сегодня существует во всем мире…

В.К.: Так и есть. Например, в Оклахоме (США) сегодня заблокированы порты на отгрузку импортных китайских товаров. Везде развешаны лозунги о том, чтобы власти вернули рабочие места американцам.

Наш Кабмин тоже периодически делает громкие заявления относительно поддержки национальных компаний, отечественных инноваций и специалистов. Но как только доходит до дела сразу на передний план «выпрыгивают» зарубежные компании.

Вот яркий пример. В первой половине ноября СМИ сообщили, что корпорация IBM планирует открыть в Украине центр поддержки Восточной Европы, поскольку в Украине много IT-специалистов. Компании сразу же организовываются встречи на министерском уровне, и создается режим наибольшего благоприятствования.

А теперь пусть украинская компания попробует добиться приема в высоких кабинетах. Не дождется, потому что сразу начинаются разговоры о коррупции. То есть, иностранные компании могут легко приходить в Украину, нанимать наших специалистов, ставить своего генерального директора или менеджера, и из-за границы управлять этим процессом. Такой ход событий ни у кого из наших чиновников не вызывает ни малейшего сомнения. А украинские компании, чтобы встретиться с премьер-министром, градоначальником и т.п. должны преодолевать невероятные препятствия. Ведь они платят налоги государству, обеспечивают работой наших граждан.

Корр.: Вернемся к теме социальных реформ. В чем сейчас проблема с запуском проектов по внедрению социальной карты?

В.К.: Повторюсь, технически и концептуально никаких проблем не существует. Все разработки в Украине есть. Я готов выйти к афганцам, чернобыльцам, и с расчетами показать, что на самом деле происходит. Принято более 1850 нормативно-правовых актов, регулирующих социальную сферу, которые запутали всех и вся. И если мы сами не наведем здесь порядок, никто нам не поможет. Ни иностранные государства, ни МВФ, никто!

Корр.: Вы говорили об иностранной компании, не уточняя ее название. Но общеизвестно, что Вольпе представляет российскую компанию. Как это согласуется с тем, что в ваш адрес в СМИ звучат заявления о лоббировании интересов России?

В.К.: Давайте к этой теме подойдем глубже. Что значит: лоббирование мной интересов России или русских? Сегодня приблизительно 20% проживающих в Украине людей являются русскими по национальности. Они что от этого перестают быть гражданами Украины? И наоборот. Около 4 млн. украинцев ежегодно работают в России. Зачем в таком случае создавать России ореол недружественной страны? Кому это выгодно?

Посмотрите, сколько местных жителей Западной Украины, где больше всего процветают антироссийские настроения, работает в России. Зачем им или кому-то в Украине еще нужна конфронтация с РФ?

Но это же не означает, что представителей российского бизнеса, как, например, Бориса Вольпе, надо включать в государственные комиссии Украины. Вы можете себе представить, чтобы правительство Российской Федерации приняло постановление о создании межведомственной комиссии и включило в нее украинского бизнесмена? Думаю, что это невозможно.

Поэтому надо с одной стороны налаживать отношения с Россией, с другой стороны – уметь защищать государственные интересы Украины.

Корр.: И все же, о каком лоббировании интересов России говорят СМИ и ваши политические оппоненты?

В.К.: Суть развития моих отношений с российскими политиками очень проста. Посмотрите на опыт Прибалтийских государства и стран Восточной Европы. Много они экономических выгод получили от Европейского союза, когда отдалились от России? Нет. Они утратили большинство торгово-экономических связей, потеряли возможности экспорта своих стратегических товаров на громадный рынок России, и стали полностью зависимы от экономически более развитых стран ЕС. И, прежде всего это касается фундаментальных отраслей: электроэнергетики, сельского хозяйства, машиностроения и т.д.

Сегодня в преддверии второй волны мирового финансового кризиса интересы Европы, России и Украины совпадают.

Чего в этой связи добивается Украина? Окончательно поссориться с Россией и наивно полагать, что наши товары с распростертыми объятиями примут рынки Западной Европы, Польша, Прибалтики? Как бы не так.

Говоря о зоне свободной торговли в рамках СНГ, Евразийском экономическом союзе надо взвешенно просчитывать, какие отрасли украинской экономики являются конкурентоспособными, какие нет и их следовательно надо защищать. Это точно такие же риски и условия, какие Украина получила, вступив в ВТО.

Но надо понимать главное – кооперация с крупными рынками стран СНГ, в особенности России, Украине также необходима, как и России. Выигрывает ли Россия от того, что постоянно происходят конфликты с Украиной? Нет. Выигрывает ли от этих конфликтов Украина, имеющая самые протяженные границы с РФ и постоянные экономические связи между нашими двумя братскими народами? Думаю, что тоже нет.

Как экономист могу сказать, что евразийское экономическое пространство – это тот путь, который обеспечит дополнительный рост экономики на 3% ВВП в год (дополнительно более 15 млрд. грн. в бюджет), но и позволит значительно увеличить объемы производства в таких отраслях как машиностроение, нанотехнологии, сельское хозяйство, а засчет дополнительных доходов бюджта проводить более эффективную социальную политику.

Корр.: А как же евроинтеграционные устремления Украины?

В.К.: Евроинтеграция важна для улучшения жизни украинцев, и эти процессы никак не противоречат сближению Украины и России с экономической точки зрения. Убежден, что ратификация договора о Зоне свободной торговли с СНГ – важный шаг как раз на пути к установлению евростандартов в Украине. Данный договор необходимо рассматривать как колоссальный успех для экономики Украины. Это тот путь, который позволит обеспечить нормальные условия для развития национальной экономики, социальных стандартов, улучшения качества  жизни в стране. Без этого в ЕС нас не ждут. Сегодня нам необходимо строить «Европу» в Украине.

А обвинения, которые мне предъявляют националисты и псевдопатриоты, ни к чему не приводят. Что выиграли Ющенко и Тимошенко от своих интриг с поставками российского газа? Теперь они выясняют заочно друг с другом, кто и какой газовый контракт подписывал. Зачем было изменять формулу расчета за газ с Россией, которая существовала в течение многих лет? Она что, приносила вред Украине? Нет. А ныне действующая формула, доставшаяся нам от Тимошенко, принесла великие блага? Тоже нет. Из-за высоких цен на газ на грани остановки находятся практически все крупные промышленные комплексы. Они берут газ по высоким ценам, не получая взамен ни внешних рынков сбыта, ни кредитных линий с низкими процентами.

Корр.: То есть вы, в первую очередь, предлагает наладить более тесные экономические отношения с Россией?

В.К.: Мои действия направлены только на одно – на диалог между бизнесом, политиками, культурными и общественными деятелями, между народами Украины и России. На бытовом уровне связи между нашими народами очень крепки. Сколько есть семей, когда муж из России – жена из Украины, и наоборот. Складывается ощущение, что население живет своей жизнью, а политики – своей. Политикам надо прекратить постоянно доводить дело до конфронтации. Вот в чем заключается моя принципиальная позиция народного депутата. А не в том, что я защищаю интересы каких-то лоббистских структур России или идеологически выступаю против Украины или украинского народа. Это – чушь.

Посмотрите на инфраструктуру, созданную в Советском Союзе: нефтехимические предприятия и профильные НИИ расположены именно в Западной Украине. Это что, предприятия и структуры, которые обслуживали сырьевые потоки Украины? Нет, это предприятия, которые обеспечивали переработку нефти и подготовку специалистов в Украине для работы в нефтегазовой отрасли по всему Советскому Союзу и, прежде всего, в России. Теперь это надо разрушить и заявить, что «мы наш, мы новый мир построим»? Революции наша страна уже проходила, и ни к чему хорошему они не привели.

Корр.: Вы волей-неволей коснулись вопроса миграции, по которому неоднократно высказывали свою позицию. Что изменилось в Украине в этой связи за 20 лет?

В.К.: Это очень глобальная тема, поэтому я предлагаю о ней поговорить в рамках отдельного интервью.

Корр.: Договорились.