11:50 / 26.10.2012 Расследования

«Эпоха феодализма»: средневековые порядки украинских «баронов»

Земельные арендаторы ставят в подневольное положение целые села на юге Украины

Некоторые вещи, которые происходят в нашей стране, полностью укладываются в одно интересное понятие, которое с легкой руки безвременно ушедшего Вацлава Гавела твердо вошло в политический лексикон: «Абсурдистан». Впрочем, более подходящим для ужаса и «беспредела», часто облеченного, увы, в форму закона, является пресловутое «Зазеркалье» из романов Льюиса Кэролла.

Например, довольно показательными являются в этом плане земельные «отношения» в ходе проведения паевания. Так, каждый гражданин, как мы сообщали ранее, имеет право на свой земельный пай в 2 гектара земли. Кроме того, есть отдельный фонд социальной помощи, где паи выделяются работникам бюджетной сферы. Естественно, не каждый пайщик имеет средства на покупку сельскохозяйственной техники, поэтому в последние годы среди держателей паевых земель стала популярной сдача земель в аренду агрофирмам. Впрочем, последние довольно скоро ощутили вкус новых земельных отношений и поспешили воспользоваться доверчивостью крестьян и слабостью органов контроля.

Наибольшие драмы разыгрываются, естественно, на юге Украины. В том числе, на плодородных запорожских черноземах, которые стали так милы глазу агроарендаторов, которые, пользуясь прорехами в законодательстве, стали настоящими земельными магнатами.  И с мнением «индейцев», то есть, местных жителей, они не особенно считаются.

Подобная страшная ситуация произошла в селе Басань Пологовского района Запорожской области. Крестьяне негодуют – им не выделяют земельные паи, которые им причитаются.  Отчаянию местных жителей нет предела.

«Нам  просто в сельсовете отказывают в написании заявления! Сказали – не положено. Как так, на каком основании? А потом еще говорят – «нема землі»?!», - возмущается крестьянин Владимир, который вот уже несколько месяцев борется за пай для своей жены. Впрочем, крестьяне сообщают, что некоторым «счастливчикам» удается получить пай…  Который тут же оказывается в аренде у местной агрофирмы «Романцовы и Ко». Плата за него смехотворна – по словам крестьян в год за аренду фирмой пая они получают… по 20-30 литров подсолнечного масла.

Во всем крестьяне винят главу местного сельсовета Алексасндра Акимовича Петрушова. Ведь земли находились на балансе сельсовета… Как же так оказалось, что для крестьян-пайщиков земель нет, а вот для агрофирмы… Да, кстати, сами крестьяне высказывают подозрение, что и фонд социальной помощи уже давно передан в аренду фирме «Романцовы и Ко», и теперь самим крестьянам не достанется, а если и достанется, то самим распорядиться ею вряд ли выйдет.

Мы решили навестить господина Петрушова на его непосредственном рабочем месте – в сельсовете. Зная, что, как госслужащий, председатель должен находиться на своем месте до 17.00 в любой рабочий день, мы уверенно отправились в сельскую «управу». Нашему удивлению не было границ, когда двери сельсовета оказались закрытыми. Показательно, что в сельсовете не оказалось ни председателя, ни секретаря, ни вообще кого-нибудь, кто мог бы показать акты на землю или же просто объяснить, на каком таком основании крестьянам в просьбе о написании заявления отвечают «не положено». Мы, однако, оценили качество работы сельсовета и его председателя по грязному двору учреждения – он не убран, а вокруг здания сельсовета валяются бутылки из-под алкогольных напитков.

Даже на самом пороге учреждения виднеются следы прошлых попоек. В общем, результат работы местной власти налицо.

Мы отправились  навестить господина председателя в его доме, который находится неподалеку.

Впрочем, несмотря на открытые двери в сарай и, как нам показалось, незапертый дом, на наш звонок и окрик никто со двора не вышел. Появившаяся из соседнего двора старушка объяснила, что председатель-де отправился в Запорожье, на важное совещание… Видимо для верности прихватил с собой и секретаря и членов сельсовета, закрыв здание на ключ…

Тогда мы решили навестить одиозное частное предприятие «Романцовы и Ко», на которое сетуют крестьяне. Найти его мы смогли на другом конце села.

Нас удивило аккуратное, чистое здание среди полуразрушенных домов и доведенных до запустения дворов села. Так же глаз «радовал» новомодный внедорожник, о котором мечтают даже те, кто имеет «киевские» зарплаты. Среди тотальной нищеты крестьян в заношенной одежде, старых стоптанных кроссовок, их редких «Жигулей» и «Таврий», которые являются ровесниками водителей, такое авто выглядит, признаться, сюрреалистично.

При появлении журналиста секретарь фирмы сразу, как нам показалось, перепугалась и заявила, что директора на месте нет, но есть заместитель, которая, впрочем, вряд ли захочет с нами говорить. Тем не менее, нам удалось получить ряд комментариев от женщины, которая назвалась как «никто», но в которой по словесному описанию жителя села признали члена семьи Романцовых – владельцев компании. В ходе разговора женщина сначала вела себя спокойно, однако ее комментарии неприятно удивили. Оказывается, сельские земли давно в аренде, и люди получат свои паи… не раньше 2030 года.

«…А земля в аренде до 2030 года, заключена (заключен договор? – ред.) с райадминистрацией…, - отметила женщина. По ее словам «…когда закончится аренда, он вправе это взять». Вот так – ждать паев – лет 18... Если дожить, конечно.

Как и глава сельсовета крестьянам, она посоветовала решать все вопросы через райгосадминистрацию. Неплохая отговорка, если не учитывать того, что местные земли находятся на балансе сельсовета, который и несет за них ответственность. Кроме того, по словам неизвестной, крестьяне сами не пишут заявления и не берут паи. Это еще одно странное объяснение, особенно на фоне того, что, по словам самих жителей села, им просто не дают составлять заявления. Складывается впечатление, что руководство сельсовета действует заодно с бизнесом, оставляя крестьян ни с чем, пользуясь при этом их юридической неосведомленностью, апатией и разочарованностью во всех инстанциях – ведь помощи ни от одной из них они не дождались.

По словам представительницы фирмы, земли вокруг вроде еще много – заброшенные участки. Однако назвать свои примерные данные о количестве бесхозной земли в селе она все же не смогла. При этом попыталась выхватить диктофон корреспондента «Багнета». Страшно представить, как складываются у этих людей взаимоотношения с жителями села…

Не лучше ситуация и в других селах. Так, в ряде сел Запорожского района, например в поселке Кушугум, пайщики жалуются на местную фирму-арендатора «ОРИС-НИВА», которая арендует земли в Запорожском районе. По словам самих членов кооператива, фирма недоплачивает им деньги за аренду, более того – отказывается разрывать уже существующие договора. Вот так и появляются крепостные в ХХІ веке – хочешь-не-хочешь, а из кооператива – ни ногой.

Мы попытались связаться с директором «ОРИС-НИВА» Игорем Калмановичем Ярославским. Мы пригласили бизнесмена на интервью, чтобы задать ему интересующие людей вопросы. Например, выяснить, почему те, кто получили паи и заключили с фирмой договора, имеют такие проблемы.

«Я вас интересую, а вы меня не интересуете…», - сухо ответил Ярославский. Видимо, как и пайщики, которые остались без денег и не могут даже выйти из кабалы, в которую попали…

В дальнейшем, при повторном звонке, Ярославский объяснил свое нежелание встречаться с нами тем, что он «не публичная фигура», очень занят и интервью не дает. Кстати говоря, в интернете о фирме «ОРИС-НИВА» поисковики выдают массу страниц с далеко не самыми лучшими отзывами об этом предприятии. Так, ряд людей, видимо, пострадавших от фирмы, создали сайты, где выкладывают информацию, свидетельствующую не в пользу предприятия, и предостерегают людей от сотрудничества с представителями фирмы.
 

Что ж, можно сделать соответствующие выводы. Увы, их не могут сделать крестьяне, которым интернет, к сожалению, часто не доступен.

К сожалению, земельный «беспредел», напоминающий своеволие феодалов-землевладельцев в Средние века, или же помещичье засилье в нашем, увы, не таком уж далеком прошлом, продолжается уже в наше время практически безнаказанно – часто люди просто боятся что-то сделать. Ведь они в своем селе оказываются один-на-один с бизнесом, дружественным к нему сельсоветом и безразличным к судьбам людей местным чиновничеством.

Показательна в этом плане история Владимира из села Лежино Запорожского района. По словам крестьянина, при распаевке его фамилию, а также фамилии еще нескольких его односельчан «забыли» внести в список. И все бы ничего, но вот так его «забыли» несколько раз, что наталкивает на предположение о том, что «забытие» сие не случайно. Увы, мужчина был запуган, и просил не вмешиваться в ситуацию. Как он сообщил, сейчас он ждет ответа на запрос о предоставлении ему документов двух сессий сельсовета, где его и еще несколько человек просто не внесли в список.

«Вы же понимаете, что это земля, и тут не три квадратных метра. Если я получу документы и они будут на руках и я докажу, что они делали это умышленно… А то так они успеют карты попрятать», - говорит Владимир. Другими словами, можно полагать, что пайщик просто боится того, что «обозленные» на него те, кто «забыл» внести его в список, могут просто «потерять» архивные документы на землю. И тогда доказать свои права на пай будет еще сложнее… 

В общем, земельный «беспредел» по всей области продолжается при видимом попустительстве местной власти, которая прячется как от журналистов, так и от своего же народа. Феодальные магнаты, судя по всему, в кооперации с властью, активно работают на свое благо, в то время как крестьяне, словно в Средние века, вынуждены выживать среди бедности, бесправия и беззакония.

Дальнейшие расследования «Багнета» земельных отношений на Запорожье читайте в следующих публикациях.

Сергей Костеж