09:12 / 22.03.2019 Экономика

В Украине существует риск биологического терроризма

В условиях сокращения производства собственной свинины из-за снижения ее закупочной стоимости (с конца 2018 года до февраля 2019 она упала до уровня себестоимости: с 43 до 38 грн за кг живого веса) и падения собственного производства свинины на 4% в 2018 году (по сравнению с 2017 годом) Украина увеличила импорт свинины с 5600 тонн в 2017 году до 28654 в 2018, пишут журналисты «АгроДей».

Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию удорожанием энергоресурсов и перевозок, а также ростом зарплат, но эта информация может не соответствовать действительности. Реальных рыночных предпосылок для понижения цен на свинину на внутреннем нет: производство снижается, что создает дефицит, который наоборот должен повышать закупочные цены. По факту в Украине сложилась ситуация, когда собственный рынок уничтожается путем увеличения количества дешевой импортной продукции.

На рынке импорта свинины в Украине активно работают серые схемы ввоза: дорогая свинина в таможенной документации проходит как гораздо более дешевые субпродукты или сало. Из-за этого государство недополучает доходы от таможенных сборов: только в 2017 году страна недополучила около 850 млн. грн. Далее схема работает следующим образом: через специально созданные под нее компании (в Украине их сегодня 112) свиная продукция «растворяется»: например, ООО «Н-ПРОДАКШН» ввезла 2456454 кг свиной продукции, а продала 70793 кг, ООО «КОНСТАНТА ОПТ ТОРГ» импортировала 218917 кг свиной продукции, продала – ноль. Аналогичную ситуацию можем наблюдать и у остальных компаний (ООО «ВОЛИНЬТРЕЙД», ООО «ГЛИКОН», ФЛП Крамар Д.В., ФЛП Мельничук И.В. и др.). «Теряя» на территории Украины ввезенную продукцию, данные компании реализуют ее путем наличного расчета, таким образом превращая серый импорт в черный и полностью уходя от уплаты НДС в размере 20%.

Но более всего настораживает следующее: 52% импортируемой свинины Украина завозит из Польши, в которой сейчас бушует африканская чума свиней (вспышки болезни наблюдаются буквально каждую неделю: в 2018 году зафиксировано 57 эпизодов, в 2017 – 81, при этом из 230 тысяч проверок для борьбы с АЧС проведено только около 6000). Свои рынки для польской свинины ограничили многие страны ЕС, а Франция, Германия, Дания и Россия полностью их закрыли. Из-за этого Польша в большей части переориентировала свой экспорт на Украину. Условия серого импорта свинины таковы, что на таможне продукция или досматривается недостаточным образом, или досмотр вообще не производится, из-за чего отсутствуют необходимые ветеринарные проверки. Таким образом, украинцы получают мясной мусор, который может содержать опасные для людей вирусы и бактерии, нанести вред сельскому хозяйству, животноводству и окружающей среде, а это уже является формой биологического терроризма. При этом украинские границы для импорта свинины полностью открыты.

Учитывая, что контрабандой серый импорт назвать нельзя, потому что с него платятся налоги, по украинскому законодательству привлечь за него не получится, и подобная безнаказанность помогает существовать подобным схемам, которые не работали бы без «крыши» на самых верхах. Еще в 2015 году Петр Порошенко в рамках передела влияния на таможне привлек для контроля над контрабандой таможенников режима Януковича Романенко и Калетника, взяв под свое непосредственное влияние половину таможенных постов в Украине и оставив вторую половину либо под совместной «опекой», либо под влиянием людей Калетника. На фоне этого начатая Гройсманом 22 декабря 2018 года операция по перекрытию черного импорта и сокращению серого с целью увеличить таможенные сборы на 25% выглядит пиаром и попыткой наполнить казну с целью предвыборного увеличения социальных выплат, ведь по факту на закупочные цены на свиную продукцию это никак не повлияло.

Единственная возможность побороть серый импорт свинины, а с ним и биологический терроризм – перевести данные нарушения в юридическую плоскость уголовного кодекса Украины. Без помощи Интерпола здесь не обойтись, потому что необходимо доказать факт подделки документов импортером, который на таможне заменяет «белые» документы «серыми». Сейчас на межгосударственном уровне существует программа взаимодействия между таможнями OPSON, действующая при Интерполе и Европоле, но Украина не подписала меморандум о сотрудничестве с ними, так как это помешает работе уже налаженных схем, ведь серый импорт моментально попадет в сферу криминала в случае сопоставления документов по базам двух стран.