13:53 / 23.12.2018 Экономика

Украинцам до наступления Нового года стоит запастись долларами и евро, - эксперт

Экс-министр экономики рассказал Lenta.UA, почему украинцам до наступления Нового года стоит запастись долларами и евро.

Украина входит в Новый год с новыми долгами, продолжая нести на себе бремя «старых». К тому же страна вступает в полосу предвыборной турбулентности, которая вряд ли будет способствовать финансовой стабильности и экономическому подъему. Чем это грозит для отечественной экономики в целом и как отразится на качестве жизни украинских граждан в частности? По убеждению специалистов, наибольшая текущая проблема Украины - пик выплат заимствований предыдущих лет. Только в последующие два года Киев должен выплатить около $12 млрд., а в главном финансовом документе страны на 2019 год заложено 417 млрд. грн. для закрытия внутренних и внешних долгов. Это, ни много-ни мало — около трети всего бюджета государства.

Как долговые обязательства отразятся на экономике и, соответственно, благосостоянии украинцев? Ответ на этот и другие актуальные вопросы экономической повестки дня Lenta.UA искала вместе с экс-нардепом ВР нескольких созывов, бывшим министром экономики Сергеем Терехиным.

- После выделения первого транша кредита МВФ политики, чиновники, эксперты — каждый на свой лад — прогнозируют, каким образом эта программа Международного валютного фонда отразится на экономике страны. Ваше мнение на этот счет? 

- Начнем с того, что нам дали  stand-by. Что это такое? Stand-by- это кредит, предусматривающий, что на протяжении следующего года после предоставления этого самого stand-by мы должны его использовать.

Сергей Терехин: "Правительство Гройсмана взяло в различных банках, внимание (!), приблизительно 11 млрд. грн.  Причем, по ставке более 20%. Это кошмар, кошмар и еще раз кошмар!" 

Вот, вы, к примеру, идете в банк и говорите: «Послушайте, я хочу кредитный лимит и не буду забирать деньги «тут и сейчас», а воспользуюсь ими тогда, когда в этом возникнет необходимость». Так вот, stand-by, это такая штука, которая выдается на год правительству. За этот период Кабинет министров может снять данные средства, а именно $1,4 млрд. СПЗ (специальные права заимствования — Авт.) и направить их в определенный сектор. Кстати, когда говорят, что эти деньги могут быть зачислены в бюджет, это неправда.

- На самом деле эти средства зачисляются в резервы Нацбанка, верно? Кстати, оттуда их куда сложнее увести не по назначению.

- Правильно! Если вы сейчас выйдете на улицу и посмотрите, как себя ведет валютный курс, что вы увидите? Вы увидите, что гивна укрепилась, а доллар и евро упали. Опережая ваш вопрос, сразу попытаюсь объяснить, почему так происходит. Дело в том, что наши банки получили возможность покупать доллары на валютном рынке. С другой стороны, на днях наше любимое правительство Гройсмана взяло в различных банках, внимание (!) приблизительно 11 млрд. грн.  Причем, по ставке более 20%. Это кошмар, кошмар и еще раз кошмар!

- Разъясните предметно, с какой целью это было сделано?

- Конец года, в карманах правительства пусто, а ему необходимо выплачивать зарплаты и премии бюджетникам (так называемую 13-ю зарплату), закрывать Пенсионный фонд, а денег нет.

В результате — 11 млрд. грн. (под ставку 20,4%), которые под занавес года заняло нынешнее правительство. В следующем году будет отдавать тот, кто выиграет выборы. Такой вот «подарок» победителю, который, согласно взятым КМУ обязательствам, должен будет рассчитаться с банками до конца 2019 года.

- Вернемся к программе МВФ. Правильно ли я понимаю, что кредит в сумме около $4 млрд. мы можем взять до конца следующего года?

- Совершенно верно.

- Какими должны быть последующие шаги?

- После того, как мы возьмем эти четыре миллиарда, на протяжении последующих двух лет, когда кредитная линия уже заканчивается, мы должны вернуть все эти деньги. Если эти средства не будут возвращаться в следующем или 2020 годах, вернуть их нужно будет в 2021-м. А на 2021 год приходится первая, ужаснейшая выплата долгов, устроенных бывшим министром финансов Натальей Яресько. У нее была идея warranty (гарантии- Авт.). Так вот, в 2015 году госпожа Яресько сделала такую интересную штуку — она пришла на международные рынки и сказала: «Давайте, сейчас мы вам платить не будем, однако, начиная с 2020-го года мы выплатим вам все долги, накопленные Януковичем и компанией, и еще дадим вам + 4%  от нашего ВВП». Что это означает? Если в 2020-м наша экономика начнет расти на более чем 4% в год, то треть от этого возрастания будет идти в пользу держателей этих гарантий Яресько. А в следующем году у нас действительно почти треть бюджета и 9% ВВП пойдет на выплату внешних долгов. Но через год, когда надо будет расхлебывать последствия этой warranty-идеи госпожи Яресько, будет еще хуже. Не исключено, что на погашение этих обязательств уйдет половина бюджета.

- В правительстве говорят, что повышение цен на газ — это одно из требований МВФ. Вместе с тем, многие политики, особенно те, кто претендует на президентский пост, обещают снизить стоимость голубого топлива как минимум, вдвое. К чему это все может привести, с учетом того, что меморандум с Международным валютным фондом уже подписан?

- Подождите, подождите, давайте разберемся, что такое МВФ. Разве это компания, которая просто так раздает всем деньги направо и налево? Нет, конечно. Международный валютный фонд — это акционерное общество, где совокупное большинство принадлежит странам Евросоюза. На втором месте — США, на третьем — Япония, а на четвертом — Китай. То есть, МВФ — это фонд. Что такое фонд? Это структура, в которую вкладываются деньги с целью получить на них прибыль. Никакого альтруизма в деятельности МВФ нет и быть не может в принципе. 

- С учетом всех перечисленных вызовов, к чему следует быть готовым представителям малого и среднего бизнеса, и, собственно, рядовым украинцам?

- Это на самом деле — кино (смеется- Авт.).

- Раз вы смеетесь, значит жанр этого кино — явно не "хоррор"?

- Нет, на самом деле, кино очень даже страшное. Возьмем макропоказатели. ВВП у нас (согласно утвержденному бюджету) возрастет чуть больше чем на 2%. Реальные доходы населения, подчеркиваю: реальные, а не номинальные — возрастут на 1,2%. То есть, когда мне, к примеру, звонит теща-пенсионерка и спрашивает: «А чего ждать?». Я говорю в ответ: «Ну, как чего ждать? Меня ждать, конечно». Понимаете, о чем я, да?

Или, вот мама моя говорит: «А что там будет с пенсиями?». По правилам пенсионной реформы, пенсионеры сейчас получают номинальные выплаты меньше — внимание, меньше, чем были в 2013 году. Вот вам и вся математика, отталкиваясь от которой несложно спрогнозировать, к чему людям следует быть готовыми.

- А что касается вероятных рисков для бизнеса?

- Скажу вам абсолютно честно и откровенно. Буквально недавно я общался с некоторыми, скажем так, институциональными инвесторами — европейскими, американскими и азиатскими. И все они в один голос просят перенести переговоры на второй квартал следующего года.

- Прозрачный намек на то, что до окончания выборов, никакие серьезные решения приниматься не будут?

-Абсолютно верно. Все взяли паузу, поскольку на данный момент никто не понимает, что произойдет после выборов. Я не буду говорить о плюсах и минусах в случае победы того или иного кандидата, но факт остается фактом: сейчас все ждут.

- С инвесторами все предельно ясно. А чего все-таки ждать так называемым простым украинцам — в плане тарифов, цен и так далее?

А вот это все зависит от нашей внутренней политической власти. Скажите, где вы живете: в квартире или доме?

В квартире.

Так вот, для вас утилитарно необходимо, чтобы ситуация выглядела следующим образом. Газ, который добывается в Украине должен был бы поступать в определенную структуру, которая дает вам тепло и газ для конфорки по себестоимости (плюс — небольшой процент для инвестиций и т. д.). Однако существуют компании, которые могут вам сказать, мол, зачем вам этот газ, давайте мы лучше дадим электроэнергию…

- Простите, а я что, газовую плиту электрической лампочкой буду поджигать?

- Что-то вроде того получается… А еще эти компании предлагают, чтобы ТЭЦ вместо газа использовали уголь, но не «Роттердам+». И такая идея озвучивается тоже. Однако в любом случае то, что МВФ предлагает нам создать внутренний рынок всех энергоресурсов, приводит к одному: стоимость наших товаров и услуг (за исключением услуг разве что наших самых крутых в мире хакеров) будет падать, а так называемый индекс Джини (статистический показатель степени расслоения общества страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Используется для оценки экономического неравенства — Авт.) будет снижаться.

- Какие валютно-курсовые «сюрпризы» могут ожидать украинцев в 2019 году?

- Сложный вопрос...понятия не имею, и знаете, почему? Я уже об этом вскользь говорил в ходе нашей беседы, но вынужден вернуться еще раз. Итак, буквально на днях правительство взяло в банках 11 млрд. грн. заимствований под сумасшедшую ставку 20,4%. Теперь касательно курса. Как ранее поступали банки? Они платили своим агентам комиссию и эти люди (как правило, молодежь) ходили и скупали валюту в обменниках, а потом приносили ее в банки. Теперь, что получается? На рынке гривны ноль, нет ее. Если гривны мало, а доллар и евро остались, что будет?

- Понятно, что: курс гривны будет расти.

- Точно — гривна будет расти, а доллар, наоборот — падать. Что дальше? Перед новогодними праздниками все вытянут из своих загашников $100, чтобы купить елочку и под елочку. В итоге доллара на рынке будет больше, потому что правительство скупило гривну для выплаты зарплат, пенсий и так далее до конца года. Однако после нового года будет откат назад. Причем, откат сильный. То есть, наоборот, доллар будет расти.

Начиная с января правительство должно отдать МВФ кучу денег. Сейчас нам рассказывают, что в валютном резерве Украины Нацбанк держит около $20 млрд. В январе станет минус три. Совершенно очевидно, как при таком раскладе, будет вести себя курс. Поэтому, если вы получаете в гривнах, как говорили в Советском Союзе, 13-ю зарплату, не раздумывайте — покупайте доллары, а еще лучше — евро. Словом, если у вас есть маленькие сбережения, у вас есть несколько вариантов. Первый — положить деньги под подушку. Второй — сделать вложение в банк. Есть и третий вариант — купить иностранную валюту. Этот путь у нас используется чаще всего, поскольку люди больше верят не в гривну (и, к сожалению, имеют основания), а в иностранную валюту. Так что, если вы хотите куда-то вложить деньги — вкладывайте в евро или доллары. Только делайте это сейчас — до Нового года.

Наталия Ромашова, специально для Lenta.UA