14:03 / 19.01.2017 Экономика

Посол КНР в Украине Ду Вей:"Украина сможет играть важную роль в проекте "Один пояс – один путь"

- Господин посол, интенсивное развитие Китайской Народной Республики и усиление ее влияния на глобальные экономические и социально-политические процессы позволили вашей стране стать влиятельным субъектом международных отношений в долгосрочной перспективе. Что во внутренней и внешней политике КНР стало залогом такого успешного развития в течение, например, последних двух-трех десятилетий? 

- То, что в последнее время Китай достиг заметных успехов в своем развитии, нельзя считать делом случайным. Мы получили определенный опыт, которым можем поделиться и с украинскими друзьями. Что здесь имеется в виду?

 Во-первых, в нашей стране сохраняется политическое спокойствие. Более двух тысяч лет назад китайский философ Лао-Цзы сказал: «Философия управления великой державой похожа на приготовление рыбки». В целом это означает, что нельзя постоянно прибегать к изменениям. История Китая полна глубоких страданий вследствие беспорядков и страшных войн, поэтому мы на собственном опыте убедились, что без стабильности и единства ничего не удастся построить, особенно такой большой стране, как Китай с населением в 1,3 миллиарда. В течение последних лет нам удалось сохранить прочную внутреннюю стабильность и единство, создать благоприятную политическую и социальную среду для национального развития.

 Во-вторых, важно сосредоточиться на экономическом строительстве. В свое время лидер Китая Дэн Сяопин просто и разумно сказал: «Только в развитии подлинная истина». Хаос в нынешнем мире не прекращается, а его причины в целом - от экономических проблем, что не может не сказаться на мировом развитии. Долгое время мы концентрировались на экономическом строительстве и никогда от этого не отступали, упорно усиливая комплексную мощь государства и обеспечивая Коммунистической партии Китая могучую поддержку народа.

В-третьих, у нас твердо придерживаются политики реформ и открытости. У Китая были славные периоды истории, но после очередного нового исторического этапа следовал упадок в силу застоя и замкнутости, которые являются поучительными и трагически отложились в памяти нашего народа. Помня об этом, китайцы осознают, что реформы и открытость - единственное условие процветания. Но, конечно же, часто реформы болезненны, а открытость сопровождается рисками. Каждая страна должна тщательно выбирать свой конкретный путь реформ и открытости, исходя из своей реальной государственнической специфики. Китай придерживается именно поступательной, а не радикальной политики реформ и открытости, постоянно высвобождая производительные силы и принимая активное участие в процессе глобализации и, в итоге, быстро достигая своего скачкообразного развития.

 В-четвертых, мы ведем мирную независимую внешнюю политику. Китай является большой страной, для развития которой необходимо широкое использование внешних сил. Но еще важнее, что все же это - самостоятельное развитие. Китай никогда не зависит от каких-либо внешних сил и не подчиняется им, не пытается встать на путь агрессии, экспансии и милитаризма, зато вместе со своими партнерами развивается на основе равенства и взаимной выгоды. Это создало для Китая благоприятную внешнюю среду развития.

 Последним, наиболее важным, фактором является то, что нами руководит мощная правящая партия - Коммунистическая партия Китая. В будущем китайским народом и далее будет руководить ЦК КПК, ядром которого является председатель Си Цзиньпин, сосредотачиваясь при этом на самой главной цели века - всестороннем построении общества среднего достатка, а также вхождении в середине нынешнего века в круг среднеразвитых стран.

 - После окончания холодной войны прекратил существование «социалистический лагерь», устанавливается многополярное мироустройство и ускоряется мировая глобализация. Это сопровождается экономическими кризисами, возникновением асимметричных угроз, вооруженными конфликтами, проявлениями сепаратизма в разных уголках мира. На ваш взгляд, КНР удалось избежать сложностей благодаря твердому соблюдению преемственности в реформировании своего общества или в этом процессе, кроме названных, были еще какие-то важные факторы? И если так, то такой китайский опыт можно применить на постсоветском пространстве?

- Кроме опыта, о котором говорится в ответе на предыдущий вопрос, китайские лидеры также заявили, что независимо от того, как меняется международная ситуация, мы должны, прежде всего, сосредоточиться на собственных делах, чтобы должным образом их завершить. В Китае есть поговорка: «На яйцо без трещин муха не сядет». В сложном и быстро меняющемся мире только благодаря умелому управлению делами в собственном доме мы можем чувствовать уверенность в себе и предотвращать появление слабых мест, по которым можно было бы нанести удар, и противостоять всем рискам и вызовам. Конечно, поступательно развиваясь, мы более активно будем выполнять свои международные обязательства, чтобы наша государственная роль была более конструктивна. О том, можно ли другим странам заимствовать опыт Китая, - решение зависит от их  национальных особенностей.

- Ведущие страны мира, прежде всего США, пытаются с осторожностью относиться к международной политике Китая. Прежде всего, это касается экономического роста и расширения сотрудничества КНР с другими странами, усиления территориальных противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), укрепления китайского сектора безопасности и обороны. А как китайская сторона оценивает перспективы развития своих отношений с ведущими странами мира и, в частности, регионов? Считает ли, что ее национальная внешняя политика предсказуема?

 - Новое руководство Китая, стержнем которого является лидер Си Цзиньпин, выдвинуло идею построения межгосударственных отношений нового типа, главным содержанием которых являются принципы бесконфликтности, неконфронтации, взаимоуважения, сотрудничества и взаимной выгоды. Исходя из этого, Китай настойчиво пытается устанавливать хорошие и стабильные отношения с великими державами. Конечно же, в межгосударственных отношениях всегда случаются те или иные противоречия, разногласия или даже соперничество, но наш опыт показывает, что благодаря использованию механизма диалога, укреплению стратегических связей, углублению стратегического взаимного доверия мы можем правильно контролировать разногласия и находить общий знаменатель на пользу всем сторонам. Я с оптимизмом отношусь к развитию здоровых отношений между Китаем и другими государствами. Китайская дипломатия, безусловно, предсказуема, и ее предсказуемость именно в том, что мы будем двигаться по пути мирного развития, никогда не прибегая к агрессии и экспансии, никогда не претендуя на гегемонию.

- В общем, какие основные тренды в развитии международных отношений и мировой экономики сегодня и в будущем китайская сторона считает определяющими и наиболее рациональными?

 - Сейчас развитые страны захлестнула волна изоляционизма и протекционизма, что вызывает большую обеспокоенность у международного сообщества. Столкнувшись с печальной ситуацией глобальной экономической рецессии, страны встали перед выбором - оставаться в одной лодке вместе или идти разными путями и к разным целям. Эта дилемма является наиболее острой проблемой или вызовом, стоящими перед международным сообществом. Последствия борьбы между глобализацией и антиглобализацией непосредственно будут определять тенденции нынешней международной политики, при этом указывая на возможность повторения масштабного кризиса 20-30-х годов XX века, а также определяя, в каком мире нам вскоре придется жить.

 - В период своего председательства в «Большой двадцатке» (G20) Китай приложил немалые усилия для достижения консенсуса при обсуждении вопроса обмена в мире передовых технологий. При этом предложил провести саммит G20 в городе Ханчжоу 4-5 сентября с.г. под лозунгом «Построение инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики». В частности, Пекин пытался деполитизировать саммит с целью добиться конструктивной атмосферы вокруг решения ключевых проблем мировой экономики. Удалось ли этого достичь китайской стороне, и удовлетворяют ли ее итоги саммита G20 в Ханчжоу?

- Саммит G20 в Ханчжоу считаем очень успешным. Он охватил очень широкий круг вопросов и, собрав наибольшее количество стран-участниц и организаций, стал самым продуктивным мероприятием с момента его создания. В рамках саммита зафиксирован ряд достижений, которые позволяют противостоять финансовому кризису и бороться с экономической рецессией, что, благодаря активным совместным усилиям, будет способствовать росту мировой экономики. Все участники саммита договорились работать вместе для улучшения модели глобального экономического и финансового управления, повысить способность в противостоянии рискам в мировой экономике, придать ей новый импульс в дальнейшем развитии. Кроме этого, на саммите были приняты такие важные документы, как «Стратегия роста глобальной торговли G20» и «Принципы G20 в области глобальной инвестиционной политики», составившие грандиозный план строительства мировой экономики по типу открытости.

 - Страны Евразийского континента внимательно наблюдают за реализацией китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», что обеспечит ощутимый импульс развитию сотрудничества между странами Европы и Азии. Правда, реализация проекта осложняется политическими региональными и глобальными противоречиями. Как эти противоречия целесообразнее устранять: идя на уступки или изыскивая альтернативу? И как воспринимаются предыдущие достижения и основные проблемы при воплощении инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», в том числе и для Украины?

 - Инициатива «Один пояс - один путь» является предложенной Китаем картой совместного развития со всеми прилегающими государствами. Мы, руководствуясь духом «дорисовывания одной карты» Председателя Си Цзиньпина, вместе с другими государствами постоянно будем прилагать усилия для поступательной реализации этой инициативы. Конечно, мы не идеалисты и понимаем, что любой новой идее трудно развиваться очень успешно, потому что всегда возникают различные сложности и вызовы. Но мы очень хорошо осознаем, что именно по этому поводу необходимо сделать. Мы готовы, преодолевая препятствия и встречные бурные потоки, прокладывать себе путь и возводить мосты; вместе с соседними государствами прилагать необходимые усилия для непрерывного преодоления любых трудностей и вызовов, чтобы продвигать и развивать эту концепцию сотрудничества. Украина является одной из тех шестидесяти стран, которые стали участниками проекта «Один пояс - один путь», и в прошлом году Китай и Украина подписали соглашение о сотрудничестве в рамках упомянутой инициативы; также недавно была достигнута договоренность о дорожной карте, и некоторые ее проекты фактически уже стартовали. Мы приветствуем активное участие украинской стороны в развитии приемлемым для нее образом инициативы «Один пояс - один путь».

 - Усиление противоречий между Россией и Западом, введение Европейским Союзом экономических санкций в отношении Москвы потенциально угрожают реализации инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». В этом контексте Украина способна выступить надежным звеном «Экономического пояса Шелкового пути», который соединит Китай с ЕС. Что же, на ваш взгляд, будет способствовать участию Украины в «Экономическом поясе Шелкового пути»?

 - Украина находится в узловом центре континента Евразия, с востока на запад объединяя два блока - Европу и Евразию; с юга на север соединяя два водных бассейна - Балтику и Чёрное море, имея также очевидные благоприятные географические преимущества. При этом Украина обладает хорошей базой в промышленной, сельскохозяйственной и научно-технической областях, ценным запасом технологий, кадров и ресурсов, который предполагает огромную перспективу развития. Украина в будущем вполне сможет, используя свои уникальные преимущества, играть важную роль в проекте «Один пояс - один путь».

 - При наличии нынешних тенденций в мировой экономике Китай значительно усилил внимание к технологическому уровню национальной промышленности и расширению своего присутствия на международном рынке передовых технологий. Какие направления двухстороннего сотрудничества с Украиной, в том числе военно-технического, могут быть определены сегодня и на перспективу?

 - Продолжительное время Китай и Украина тесно взаимодействуют в области науки и техники, но, естественно, эта сфера - не единственная. Китайская сторона готова к всестороннему сотрудничеству с украинской стороной в области науки и техники, сельского хозяйства, инфраструктуры, энергетики, образования и культуры и т. д.  Важно, что китайская сторона заинтересована в активизации нашего делового сотрудничества на принципах рыночной экономики, трансформируя и модернизируя ее по направлениям охвата всех производственных звеньев, совместной разработки и эксплуатации и корпоративного освоения мирового рынка с целью получения большей добавленной стоимости и более широкой социальной пользы, чтобы реализация такого сотрудничества постепенно передавалась из всеобъемлющих рук правительства в руки государственных объединений и частного бизнеса, получая поддержку ресурсами и рынками как на центральном, так и на местном уровнях двух стран и, в конце концов, становясь более жизнеспособной и эффективной.

- Сегодня в странах Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдается экономическое оживление. США и другие развитые страны также усиливают здесь свои позиции, что выливается в  жесткую конкуренцию. На ваш взгляд, как будут развиваться события в АТР и что будет характерно для региона, скажем, в течение ближайших пяти лет?

 - Азиатско-Тихоокеанский регион наиболее экономически жизнеспособен в мире. Несмотря на такие имевшиеся здесь когда-то проблемы, как национальные противоречия и территориальные споры, на конкуренцию между государствами и риски в области безопасности, у стран упомянутого региона имеется общее желание поддерживать мир и развиваться, демонстрируя единство своих интересов в урегулировании разногласий и сохранении процветания и стабильности. С учетом этого я уверен, что в течение предстоящих пяти лет в целом ситуация в АТР будет оставаться стабильной, экономика и далее будет лидировать в мире, интеграция региона  будет отвечать тенденциям интенсивного развития.

 - В поле зрения КНР всегда было развитие отношений со странами бывшего СССР, где Россия претендует на ведущую роль, ссылаясь на свой экономический и военно-технический потенциал. А вот недавно президент Беларуси во время своего визита 29 сентября подписал совместную Декларацию об установлении между КНР и Беларусью отношений доверительного многостороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Не наблюдается ли здесь определенная конкуренция между Минском и Москвой в перспективном сотрудничестве с Пекином? Или к такому сотрудничеству их подходы вполне согласованы?

 - Китай поддерживает дружеские отношения со всеми государствами - членами СНГ. Деловое и дружеское сотрудничество развивается параллельно с каждой из стран, взаимодействующих и дополняющих друг друга, и между ними не существует каких-либо противоречий или конкуренции. И Россия, и Беларусь - стратегические партнеры Китая. Наше с ними сотрудничество базируется на взаимных нуждах и ставит цель стимулировать взаимные выгоды и общие достижения, дающие вполне реальную возможность синхронно и успешно продвигаться в своем развитии.

 - Искренне благодарю за ваши содержательные ответы на мои вопросы.

 Интервью подготовил Олег МАХНО

Источник: Борисфен Інтел